Агентство бизнес-новостей, 20 мая
Первая очередь нефтепровода Тенгиз-Новороссийск (Каспийский трубопроводный консорциум, КТК) войдет в строй к концу этого года. Такой прогноз министр энергетики РФ Игорь Юсуфов сделал сегодня, 20 мая, в ходе встречи с представителями акционеров и директоратом КТК. Во встрече также приняли участие руководящие сотрудники Минэкономразвития, Минтранса и ФЭК России, а также представители администрации Краснодарского края. И.Юсуфов на встрече отметил, что в настоящее время проект находится на заключительном, самом ответственном этапе реализации - завершении строительства первой очереди нефтепроводной системы от Тенгиза до Новороссийска пропускной способностью 28 млн. тонн нефти в год. В то же время министр энергетики указал на ряд проблем, которые пока мешают завершению работы. В частности, к таким проблемам он отнес разногласия среди акционеров КТК относительно необходимости увеличения на 29,7 млн. долл. стоимости строительства насосных станций Кропоткин, Комсомольск, Атырау, разногласия консорциума с Минтрансом РФ относительно условий функционирования порта Южная Озереевка, а также неурегулированность ряда финансовых проблем КТК с администрацией Краснодарского края. Он, в частности, высказал мнение, что намерение ряда акционеров заморозить строительство из-за нерешенности вопросов увеличения бюджета может нанести ущерб проекту и привести к неоправданному увеличению общих затрат по проекту. Между тем, объем уже выполненных работ на насосных станциях Кропоткин, Комсомольск, Атырау (94,2%, 70,5% и 99,2% готовности) позволяет в намеченные сроки ввести их в строй. Министр подчеркнул, что к ближайшему собранию акционеров КТК, намеченному на 4 июня 2002г., акционеры должны согласовать уровень необходимых затрат для завершения строительства. В ходе состоявшегося обсуждения достигнута договоренность в ближайшее время внести в правительство РФ проект постановления "О морском специализированном порте Южная Озереевка", которым должны определяться условия применения портового сбора, предоставление лоцманов, функционирование службы капитана порта.
Напомним, что проект КТК предусматривает использование модернизируемого нефтепровода Тенгиз - Астрахань - Комсомольская и строительство нового нефтепровода Комсомольская - Кропоткин - Новороссийск, морского терминала с береговыми нефтехранилищами и выносными причальными устройствами. Максимальная пропускная способность нефтепровода длиной 1 тыс. 580 км составит 67 млн. тонн нефти в год, в том числе мощность первой очереди - 28 млн. тонн нефти в год. Согласно расчетам, за 40 лет эксплуатации трубопровода федеральный и региональные бюджеты России получат свыше 23,3 млрд. долл. в виде налоговых поступлений и прибыли. Стоимость реализации I-ой очереди проект оценивается в 2,4 млрд. долл. Строительство первой очереди нефтепровода первоначально должно было завершиться в августе 2001г., но из-за низких темпов строительства ввод первой очереди нефтепровода отодвигается на вторую половину 2002 года. В настоящее время закончено только сооружение линейной части нового трубопровода протяженностью 741 км. 14 октября 2001г. КТК произвел первый технический налив танкера. 27 ноября 2001г. в присутствии официальных лиц из России, Казахстана и США состоялся запуск нефтепроводной системы КТК в эксплуатацию. Трубопровод начал работать в пробном режиме. К концу 2001 года через выносное причальное устройство (ВПУ) КТК осуществлена перевалка 933 тыс. тонн нефти, с начала 2002 года - 3,1 млн. тонн. |