Нигматжан Исингарин, заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС "Континент", 29 мая
Прошедшее в Москве в мае заседание Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества было знаковым по ряду обстоятельств. Во-первых, ЕврАзЭС делает первые шаги, и наблюдателям интересно, в каком направлении они ориентированы. Во-вторых, в отличие от других образований на постсоветском пространстве, каждый саммит ЕврАзЭС - своеобразное подведение итогов интеграции. Наконец, все любопытнее становится интрига по линии СНГ - ЕврАзЭС, не подменит ли новое образование постоянно критикуемое Содружество. Интерес к нынешней встрече был подогрет участием в ней президента Молдовы, обратившегося с просьбой о предоставлении государству статуса наблюдателя как минимум, а в перспективе - и постоянного члена. В последний момент решила понаблюдать за происходящими в ЕврАзЭС процессами и Украина, обратившись с соответствующей просьбой.
Учитывая это обстоятельство, президенты начали свой диалог с рассмотрения организационно-правовых вопросов повестки дня. Было утверждено Положение о порядке приема в члены ЕврАзЭС. Дело в том, что действующие в государстве-кандидате законодательно-правовые положения во внешнеэкономической, торговой, таможенной сферах должны соответствовать принятым в ЕврАзЭС решениям, а само это государство обязано присоединиться к ранее заключенным и ныне действующим в рамках Таможенного союза договорам и соглашениям. Естественно, на это требуется определенное время. Поэтому если государство обратилось с просьбой о членстве в ЕврАзЭС, то вначале принимается политическое решение и после выполнения указанных требований оно становится полноправным партнером. Кстати, в отношении Молдовы был подготовлен и такой вариант решения.
Следующим вопросом стало принятие Положения о статусе наблюдателя при ЕврАзЭС. Здесь основным условием для государства или организации, получивших статус наблюдателя, является требование воздерживаться от действий и заявлений, направленных против интересов Сообщества, а также принятых решений органов ЕврАзЭС и принципов, заложенных в учредительном Договоре от 10 октября 2000 года. Молдова и Украина получили статус наблюдателя, что, безусловно, свидетельствует об интересе к принципам и организации интеграционного взаимодействия в рамках ЕврАзЭС и определенной интриге в отношении СНГ в целом.
Мне представляется, что дальнейшее развитие отношений между СНГ и ЕврАзЭС и даже судьба их зависит от правильного определения роли и места каждого из них в межгосударственном сотрудничестве на постсоветском пространстве. СНГ должно согласиться, что широкой и тесной экономической интеграции в масштабе 12 государств не получается, и это направление взаимодействия все больше становится прерогативой ЕврАзЭС в интересах тех государств, которые его образовали. Содружество нужно, и без работы оно не останется. Есть много проблем в сфере политического сотрудничества, обеспечения безопасности, борьбы с преступностью и наркопроблемой, в сфере гуманитарной, социальной и т. д. ЕврАзЭС может дополнять и поддерживать СНГ углублением экономического взаимодействия.
Второй блок рассмотренных вопросов был посвящен формированию организационно-правовой основы деятельности ЕврАзЭС. Утверждена символика (эмблема и флаг) ЕврАзЭС. Принято Положение о Межпарламентской ассамблее, основными задачами которой определены: формирование согласованной правовой политики ЕврАзЭС; координация законотворческой деятельности национальных парламентов, обеспечивающая реализацию целей и задач Сообщества; содействие созданию организационно-правовых условий для приведения законодательств входящих в Сообщество государств в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС; организация межпарламентского сотрудничества.
Всего же в ЕврАзЭС принято более трех десятков документов, и, как отмечали президенты, по сути уже сформирована нормативно-правовая база для его активной работы. Однако нельзя не отметить и тревожный факт. В предусмотренную учредительными документами Комиссию постоянных представителей государств при ЕврАзЭС - постоянно действующий орган по рабочему рассмотрению всех вопросов - Республика Беларусь и Российская Федерация не смогли в течение прошедшего года назначить своих представителей. Это весьма тревожный сигнал, свидетельствующий об отношении к принятым решениям.
К сожалению, проблемные вопросы этим не ограничиваются. Настоящим испытанием для ЕврАзЭС становится вступление его членов в ВТО. Как известно, Киргизия уже является членом этой организации, и другим странам удалось избежать негативных последствий от ее членства в ВТО только благодаря небольшому объему экономики Киргизии и ее удаленности от торговых путей. Но если в ВТО несогласованно вступит Россия или Казахстан, снизив при этом ввозные пошлины и ограничения на импорт услуг из третьих стран, то режим свободной торговли, да и само ЕврАзЭС потеряют смысл.
Еще в 1997 году между странами Таможенного союза была достигнута договоренность, что "стороны самостоятельно оформляют документы о присоединении к этой международной организации, а в ходе процесса осуществляют координацию действий". В последующем процесс взаимных консультаций углублялся, было проведено полтора десятка встреч экспертов. Однако в преддверии вступления в ВТО Казахстана и России механизма консультаций явно недостаточно, особенно, если учесть тот факт, что информация об элементах формируемых обязательств вступления в ВТО той или иной страны приобретает конфиденциальный характер, и переговорный процесс согласовать не удается.
Этот предмет стал темой многочисленных встреч и дискуссий, в том числе и на прошедшем саммите. Межгоссовет принял решение о совершенствовании взаимодействия государств - членов ЕврАзЭС на переговорах по присоединению к ВТО, в котором наметил ряд организационных действий правительств. Однако говорить, что общий интерес возобладает над желанием отдельного государства "отличиться" в своем стремлении "рвануть" в ВТО, явно преждевременно. Запад старается разобщить действия партнеров, оказывая знаки внимания то одному, то другому в виде признания экономики той или иной страны "рыночной", проводя выборочно антидемпинговые расследования и пр.
Кстати, антидемпинговые действия в отношении предприятий друг к другу - еще один риф на курсе интеграции. После августовского 1998 года дефолта и резкого падения курса рубля в России Казахстан и Беларусь были вынуждены ввести ограничения на поставки резко подешевевших товаров соседа. И это было вполне оправданно, но подобная практика, к сожалению, продолжилась и в последующие годы, уже без должных на то оснований. Около 20 ограничений на поставку продукции из России, по оценке экспертов, примерно на сумму 50 миллионов долларов в год, пыталось провести правительство страны по просьбе казахстанских производителей.
Большой резонанс в обоих государствах получили требования металлургов и угольщиков теперь уже России обложить антидемпинговыми пошлинами поставки конкурентной продукции из Казахстана.
Доля казахстанского, производимого "Испат-Кармет", оцинкованного проката на внутреннем рынке России составляет до четверти потребления, при этом цена продукции на 10-12 процентов ниже российского аналога. В этой ситуации ОАО "ММК" - Магнитогорский металлургический комбинат и "Северсталь" обвиняют казахстанских производителей и требуют проведения антидемпингового расследования, несмотря на то, что металлурги уже получили от правительства России вполне выгодное и корректное в отношении союзника по Сообществу решение об отмене всех экспортных пошлин. В этих условиях вводить "ввозные" пошлины - значит по сути ликвидировать режим свободной торговли между партнерами, базу Экономического сообщества.
Разрушительное воздействие для интеграции двух государств оказывает и требование губернатора Кемеровской области административно и тарифно ограничить поставки экибастузского угля на электростанции Урала и Сибири. Существуют десятки других способов удешевления себестоимости угля внутри государства - налоговые льготы, отмена внутреннего НДС, устранение потерь на производстве и так далее. Но вместо совместной работы на принципах здоровой конкуренции доминирует другой принцип: "зажать" соседа, да еще и партнера по ЕврАзЭС?!
Межгоссовет по инициативе президентов Н. Назарбаева и В. Путина признал применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле недопустимым и поручил разработать иные механизмы защиты внутренних рынков и отечественных товаропроизводителей. Но насколько эффективными окажутся эти механизмы и удастся ли избежать торговых войн, опять-таки покажет время.
Один важный документ был принят единодушно, практически без обсуждения - "Основы пограничной политики государств - членов ЕврАзЭС". Документ предусматривает единые взгляды на цели, задачи, принципы, основные направления и механизм реализации пограничной политики. На следующем заседании Межгоссовета предполагается принять 5-6 соглашений и протоколов, конкретизирующих реализацию этого документа.
Положительно, что ЕврАзЭС смогло на практике реализовать идею разделения компетенции различных органов интеграции. Так, глава правительства Казахстана информировал президентов, что он вместе с коллегами или их заместителями за прошедший год принял около десятка решений по вопросам экономического взаимодействия и взаимной торговли.
Ближайшие задачи ЕврАзЭС нашли отражение в решении о бюджетной политике на 2003 год. Кстати, о серьезных и насущных проблемах говорили и президенты в своих выступлениях. Это и общие для всех государств проблемы: формирование общего таможенного тарифа, упрощение таможенных процедур, соблюдение режима свободной торговли, создание общей платежной системы, унификация транспортных тарифов; и специфические для отдельных государств: миграционные процессы, транзит грузов и пассажиров. Все эти проблемы мешают углублению интеграции и требуют незамедлительного решения.
Занимаясь много лет проблемами интеграции, постоянно убеждаюсь, как часто благие пожелания и даже принятые на самом высоком уровне решения наталкиваются на непоколебимую твердость неисполнения министерствами и ведомствами, иными структурами власти. С этим связаны многочисленные огрехи в деятельности СНГ, об эту же "непоколебимую твердость" разбиваются и многие планы ЕврАзЭС.
Примеров много, приведу лишь некоторые. Уже несколько лет даются поручения, собираются эксперты, принимаются решения по унификации и сближению уровня железнодорожных тарифов на сообщения внутри входящих в ЕврАзЭС государств, но российское Министерство путей сообщения твердо стоит на своем неприятии предложений четырех других государств и согласованное решение найти не удается. Энергетики пяти государств добиваются принятия согласованного решения о таможенном оформлении и таможенном контроле электроэнергии, перемещаемой между государствами - членами ЕврАзЭС, но таможенники России слышать не хотят об этом. Четыре года не ратифицируется в Казахстане и Беларуси соглашение об автомобильном сообщении, упрощающее перевозки грузов, поскольку министерства транспорта этих стран против.
Но вернемся к майскому саммиту. Учредительными документами ЕврАзЭС предусмотрено, что председательство в Межгосударственном совете осуществляется государствами - членами Сообщества поочередно, в порядке русского алфавита. Так было и в Таможенном союзе. В октябре 1997 года председателем Межгоссовета Таможенного союза был избран Президент Казахстана Н. Назарбаев, и затем его полномочия продлялись еще 4 раза. На прошедшем саммите полномочия председателя Межгоссовета должны были перейти к другому, но и в этот раз президенты были единодушны: Н. Назарбаев должен продолжить руководство Межгосударственным советом.
Наш рассказ был об одном событии - встрече глав государств Евразийского экономического сообщества, но он не мог не отразить общую ситуацию реального взаимодействия экономик пяти стран, проблем и трудностей интеграционного процесса, усилий тех, кто за и против экономического единения, планов ЕврАзЭС и решений, принимаемых на разных уровнях власти. Непростое и нелегкое будущее ожидает новую организацию. Встреча показала, что процесс пошел, но будет ли он безостановочным, будет ли он идти в том направлении, каким идет весь мир, создавая мощные экономические объединения, покажет время. Подождем. |