Андрей ИВАШОВ, "Новости недели", 24 июля
-Кто последний? - интересуюсь у людей, собравшихся возле отделения Национального банка Узбекистана, чтобы купить валюту.
- Записывайся в очередь, - отвечает мужчина с потрепанной тетрадью. - Будешь двести пятьдесят первым. Четыре раза в сутки перекличка. Если повезет - через месяц-другой подойдет и твой черед...
Так действует на практике введенная в начале мая "свободная" купля-продажа иностранной валюты, о необходимости которой так долго говорили международные финансовые организации.
Не было печали
Предыстория исторического решения узбекских властей перейти от абстрактных разговоров к конкретным действиям по конвертации сума такова. Провозглашенная в середине 90-х годов "узбекская модель развития", по сути слегка приладившаяся к новым веяниям старая, советского образца система административного управления экономикой, хотя и позволила избежать резкого экономического спада, однако подлинным рыночным реформам явно не способствовала.
В 1996 году правительство Узбекистана ввело ограничения на доступ к иностранной валюте и усилило государственное вмешательство в экономику. В результате иностранный капитал стал постепенно покидать республику. Как следствие, наметилось замедление темпов экономического роста и увеличение доли теневой экономики. В ответ на отказ от рыночных реформ МВФ заморозил кредитование Узбекистана и сократил до минимума свое присутствие в стране.
О необходимости дальнейших реформ заговорили с началом антитеррористической кампании в Афганистане. Ташкент предоставил американским военным крупнейшую авиабазу Ханабад на юге страны. Но Запад, кроме того, что похвалил своего новоприобретенного союзника за поддержку в борьбе против терроризма, также подверг руководство страны критике за нарушение политических свобод граждан и отсутствие рыночных реформ. Оперативно отреагировав на критику, в начале этого года правительство пообещало МВФ принять решительные меры по ускорению реформ. А именно, унифицировать множественные обменные курсы валюты и постепенно перейти к конвертируемости национальной валюты по текущим операциям начиная с 1 июля 2002 года. Все это было изложено в специальном меморандуме по вопросам экономической и финансовой политики, направленном в адрес МВФ в конце января. Правительство брало на себя обязательства увеличить продажу валюты через обменные пункты и к 1 июля довести разницу между курсами внебиржевого и "черного" рынка до 20 проц. Страна замерла в ожидании.
Атака захлебнулась
Но не все так быстро делается в Узбекистане - обещанная конвертация так и не наступила, хотя ряд шагов в указанном направлении власти действительно предприняли. С 1 мая Центробанк разрешил гражданам приобретать наличную валюту в обменных пунктах - до 1000 долл. раз в квартал - и снизил курс покупки до курса "черного" рынка. Правда, количество валюты в обменных пунктах было ограниченно. Но и это решение можно считать революционным - до сего дня граждане могли приобретать валюту только по документу, подтверждающему, что они отбывают в дальнее зарубежье.
В начале июня Центробанк практически уравнял курсы наличной валюты в обменных пунктах и на "черном" рынке - до 1400 сумов за 1 долл. А затем, разослав директивы коммерческим банкам, в течение двух недель укрепил его почти до 920 сумов за доллар. "Черный" рынок оказался под мощным давлением и последовал за курсом обменников. Но к началу июля, когда Узбекистан покинула миссия МВФ, административная атака захлебнулась, и "черный" курс сума снова упал до нынешних 1250 за 1 долл.
Несмотря на обещания правительства приступить к унификации обменных курсов не путем интервенций, а за счет девальвации официального курса, последний значительно не изменился и составляет на сегодня 754,87 сума за доллар. Как видно, до обещанной двадцатипроцентной разницы между курсами пока далеко.
Посетивший Узбекистан в конце июня руководитель миссии МВФ Эрик де Врайер дал понять властям, что официальный курс сума в республике слишком завышен и вряд ли является реальным. Из совместного заявления МВФ и правительства по итогам работы миссии стало ясно, что намеченный на 1 июля постепенный переход к конвертируемости сума переносится на конец года.
Рынок есть, но "черный"
Несмотря на дипломатические реверансы со стороны МВФ, вывод все-же напрашивается один - "черный" валютный рынок пока непобедим. Уличные менялы, которых полно на любом базаре, на свой страх и риск (за незаконные валютные операции в Узбекистане предусмотрена уголовная ответственность) продолжают обслуживать не только челночный бизнес, но и все население Узбекистана. И хотя курс покупки/продажи в обменных пунктах коммерческих банков приближен к "черному" - 1030/1150 сумов за долл., валюту здесь приобрести по-прежнему невероятно сложно.
Причина не только в строго лимитированном количестве валюты на каждый обменник, но и в том, что при ценовой вилке часть валюты уходит на "черный" рынок. По словам людей, не жалеющих сил и времени, чтобы отстоять длинную очередь и купить причитающуюся сумму валюты, "свои люди" по нескольку раз в день вносят в обменные пункты с черного хода коробки, набитые сумами, вынося обратно доллары. Пропустив для приличия несколько очередников, в обменнике объявляют: приходите завтра, валюта закончилась. И такая картина наблюдается практически повсеместно. Так что для тех, кому нужна валюта, выход остается один - идти на базар, где бродят не только валютчики, но и переодетые стражи порядка в надежде поймать за руку неосторожного продавца (покупателя) и содрать с него кругленькую сумму.
Показательно, что СМИ запрещено не только комментировать меморандум и нынешние отношения властей с МВФ, но и упоминать об этом. Говоря официальным языком - "не рекомендуется", но всякий журналист в Узбекистане хорошо знает вес подобных рекомендаций...
Когда же будет введена долгожданная конвертация? Для любого человека, знакомого с условиями бизнеса в Узбекистане, давно не секрет, что этому яростно препятствуют многие влиятельные клановые группы, хорошо зарабатывающие на разнице курсов и имеющие непосредственное влияние на правительство.
Одна из схем получения сверхприбылей чрезвычайно проста. Через банк по госкурсу (который примерно в два раза ниже рыночного) приобретается валюта, допустим, для закупки необходимого для республики оборудования. Его стоимость может быть завышена в несколько раз. На часть выделенных по квоте средств приобретается оборудование, остальная сумма либо идет "откатом", либо отправляется на "черный" рынок, где в сумовом исчислении увеличивается почти в два раза. Теперь можно провернуть и более крупную "конвертацию". Это лишь один из многих вариантов "предпринимательской деятельности", связанной с разницей курсов. Конечно, такая возможность предоставляется только "приближенным".
Так что если долгожданная конвертация в очередной раз будет отложена на неопределенный срок, это вряд ли кого-нибудь удивит. |