Татьяна КИРИЛЛОВА, "Экспресс-К", 24 августа
Нынешний День шахтера, традиционно отмечающийся в конце августа, - юбилейный. 55 лет назад этот день попал в государственный календарь, став официальным. Правда, несмотря на двойной праздник, настроение у шахтеров Экибастуза не праздничное. Летний простой, малоперспективная осень не вызывают положительных эмоций.
Практически каждое лето угольные разрезы Экибастуза "отдыхают". Жара настраивает потребителя на лирический лад и напрочь вышибает из памяти пословицу о том, что сани надо готовить летом. И все же нынешнее лето было особенно невеселым, так как предстоящая осень не дает шансов на большую работу. И не потому, что "небесная канцелярия" отменила зиму, просто часть основных потребителей экибастузского угля - россияне - перестраиваются на рельсы собственной экономики.
СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ
Павлодарец Сергей Гимазетдинов, отправившись в ближайший российский санаторий проведать жену, повстречал в тех краях кемеровского губернатора Амана Тулеева. Последний, узнав, что Сергей из Казахстана, передал через него пожелание павлодарцам новых успехов. Данное пожелание воспринимается как издевка, если вспомнить, что этот самый Тулеев на протяжении последних лет вставляет палки в колеса тем, кому желает благополучия, - экибастузским шахтерам. Свое политическое кредо губернатор озвучивает на протяжении последних лет - пора прекратить финансировать казахстанских шахтеров, надо думать о своих.
Вода камень точит. Тулеев был услышан. Во всяком случае поползновения в сторону притеснения казахстанского угля начались. Для начала российские железнодорожники решили установить международный тариф на перевозку "импортного" угля. Это означает, что цена за экибастузский уголь возрастет с 3,5 доллара за тонну до 10-12. Затем россияне задумались об экологии. Мудрствовать не пришлось. Достаточно было провозгласить, что уголь зольности выше 45 процентов в Россию ввозить нельзя. И это, несмотря на то, что технология уральских и сибирских электростанций рассчитана именно на высокозольный экибастузский уголь.
PR-программа Тулеева разнопланова. В мае нынешнего года была запущена "утка" о том, что администрация Павлодарской области прорабатывает вопрос о запрете въезда в этот регион кузбасского губернатора. Причиной, по утверждению авторов слуха, стало то, что Тулеев выступает против закупок экибастузских углей для электростанций РАО "ЕЭС России". Более абсурдного слуха трудно было придумать. Тем паче, что Тулеев и не собирался навещать казахстанских шахтеров.
Урезонить пыл Тулеева попытался один из угольных генералов, ныне почетный пенсионер Экибастуза Станислав Куржей. Напомнив губернатору о том, что Экибастузский топливно-энергетический комплекс возводился для ликвидации дефицита электроэнергии в РСФСР, а город горняков строился в первую очередь для обеспечения российских электростанций углем с годовым объемом 50 млн тонн, Куржей заметил, что российские электростанции, работающие на казахстанском угле, имеют самый дешевый киловатт-час. "Пока еще не поздно, отмените ошибочные действия по углю Экибастуза", - призвал Станислав Куржей.
Надо отдать должное, Тулеев не замедлил с ответом. Более того, он признал Куржея своим учителем. Но на этом реверансы закончились. Обрисовав сложную ситуацию угольной отрасли, Тулеев резюмировал: "любя и уважая друг друга, мы живем в разных государствах. Интересы этих государств не всегда совпадают".
ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ
Пока россияне ведут свою игру, казахстанские монополисты начали свою. Речь идет о Казахстанской железной дороге и пресловутых тарифах на перевозку угля. С 1991 года существует понижающий коэффициент с железнодорожных тарифов на внутренние перевозки угля. В последние три года главный монополист страны ужесточил эти требования. Тем не менее весь прошлый год тариф оставался "летним". Новый год преподнес сюрприз от РГП "Казахстан Темир жолы". Последнее, заручившись поддержкой антимонопольного ведомства, посчитало, что 25-процентная скидка подрывает устои железной дороги. А потому в нынешнем году понижающий коэффициент вводился с 7 января по 1 апреля, затем - с 9 мая по 1 сентября. Судя по всему, 1 сентября может стать для шахтеров "черным воскресеньем", если железная дорога снимает 25% скидки на внутреннюю перевозку экибастузского угля. Что это означает - предугадать несложно. Повышение цены на уголь рикошетом ударит по потребителям тепла и электроэнергии.
Вот как выглядит отмена понижающего коэффициента на примере одной электростанции - Аксуской ТЭС. Среди прочих потребителей станции есть и Южно-Казахстанская область, куда транспортируется 150 Мвт электроэнергии. Главным конкурентом Аксуской ТЭС в этом регионе являются киргизские энергетики. За исключением летних месяцев, юг Казахстана получает северную электроэнергию по цене 1,6 тенге за один киловатт-час (с учетом транспортировки по линиям КЕГОК), но без учета НДС. С увеличением стоимости угля цена за тот же киловатт возрастет до 1,04 тенге без НДС и услуг КЕГОК. Таким образом, цена казахстанской электроэнергии станет дороже киргизской. Естественно, станция потеряет потребителя. Из этого вытекает, что, потеряв 150 Мвт, станция сократит закуп угля на Экибастузском разрезе на 290 тыс. тонн. Чтобы возместить свои потери в связи со снижением объема добычи угля, шахтеры будут вынуждены пойти на увеличение его стоимости. В результате пенсионеры сократят свой и без того минимальный прожиточный минимум, лишь бы не иметь долгов за коммунальные услуги. Сокращение добычи каменного угля, которая и без того, по данным национального статагентства, за 7 месяцев сократилась на 19%, отразится и на бюджете страны, и на самой железной дороге. Круг замкнулся. |