"Континент", 4 сентября
Казахстанский рынок мобильной связи переживает интересный момент. На фоне общего замедления развития телекоммуникаций в мире, сопровождающегося даже банкротствами крупных операторов, в Казахстане видны противоположные тенденции. Прирост емкости рынка более чем в полтора раза по сравнению с 1998 годом произошел в основном именно за счет бурного роста сотовых абонентов. Однако развитие рынка сопровождается очень серьезными диспропорциями и техническими проблемами, в силу которых страдает качество услуг. Хорошей мобильную связь в Казахстане, при всем желании, пока назвать нельзя.
За четыре последних года доля сотовых операторов на рынке связи выросла с 2,8 до 26,1 процента. Специалисты видят основные перспективы развития телекоммуникационного рынка именно в сегменте мобильной связи. Не случайно этот сегмент привлекает огромное внимание множества операторов, в том числе и национального - "Казахтелеком". Многие хотели бы выйти на этот рынок, но он жестко лицензируется, и потому полноценной конкурентной среды в области сотовой связи нет. Рынок делят между собой всего три оператора: GSM-Kazakhstan, "Кар-Тел" и АЛТЕЛ. Первые два работают в цифровом стандарте GSM, АЛТЕЛ продолжает предоставлять связь в аналоговом AMPS/NAMPS.
Позиции операторов на рынке свидетельствуют прежде всего о крайней его неравномерности, которая явно не способствует гармоничному развитию мобильной связи через снижение цен и рост качества услуг. Самые низкие тарифы у АЛТЕЛ, но его устаревшая аналоговая технология вытесняется с рынка более перспективными и функциональными цифровыми стандартами.
Современный цифровой стандарт GSM оказался наиболее популярным среди казахстанцев, но и здесь существуют серьезные проблемы.
В 1999 году практически одновременно на рынок вышли две торговые марки K-cell и K-mobile, представленные соответственно компаниями GSM-Kazakhstan и "Кар-Тел". Владельцами первого являются турецкий холдинг FinTur (альянс финской Sonera и турецкой TurkCell) и нацоператор "Казахтелеком". Что же касается "Кар-Тел", до недавнего времени эта компания представляла собой СП турецких Rumeli Telecom и Telsim, принадлежащих скандально известной группе "Узан", и казахстанского финансового холдинга.
Сегодня можно уверенно сказать, что в конкурентной борьбе двух GSM-операторов победила GSM-Kazakhstan: на конец 2001 года она располагала более чем 500 тысячами активных пользователей, имея рост абонентской базы более 200 процентов по сравнению с 2000 годом. K-cell заняла до 70 процентов всего казахстанского рынка мобильной связи. Показатели K-mobile значительно скромнее: 160 тыс. абонентов, из которых активно пользуются связью не более 125 тыс. Как отмечают некоторые аналитики рынка телекоммуникаций, компанию поставил в тяжелейшие условия недальновидный турецкий менеджмент. Пиком кризиса "Кар-Тел" стало расторжение контракта с Комитетом по иностранным инвестициям РК. Не так давно турецкая сторона была выведена из управления холдингом, и теперь, возможно, позиции "Кар-Тел" начнут укрепляться. Но для того чтобы успешно конкурировать, компании придется идти на серьезные затраты.
Оттеснив основного конкурента и имея колоссальный рост абонентской базы (в год до 100 проц.), K-cell может особенно не заботиться ни о сервисе, ни о снижении цен. Впрочем, пока заметных шагов "навстречу потребителю", подобных тарифной политике АЛТЕЛ, не видно и со стороны K-mobile. Стоимость связи GSM в Казахстане, по сравнению с тарифами в Азии и даже в Европе, пока остается высокой. При этом с ростом количества абонентов перед операторами все серьезнее встают технические проблемы, связанные с узостью частотных спектров, предоставленных Минтранскомом обоим GSM-операторам. Пользователи телефонов GSM уже устали от неустойчивой связи, помех, постоянного "дрожания" звука, необходимости кричать в трубку. И долго ли им придется платить по 30-40 центов за минуту этого "удовольствия", неизвестно. Операторы GSM ссылаются на государство, которое до сих пор не выполнило условий заключенных контрактов в части спектра предоставляемых им радиочастот. Здесь, конечно, есть логика, но нельзя не заметить, ч то самим операторам, при всей нелепости ситуации, она удобна: можно спокойно зарабатывать деньги, списывая низкое качество услуг на объективные факторы. По крайней мере, несмотря на явную перегрузку действующей зоны частотного спектра, K-cell пока не ограничивает количество своих пользователей. Хотя совершенно ясно: чем больше абонентов в такой сети, тем хуже качество связи.
Нужны новые операторы, это сегодня очевидно для всех. Но вопрос в том, как расширить конкуренцию оптимально и для действующих участников рынка, и для потребителя, и в плане соблюдения государственных интересов. На этот вопрос все отвечают по-разному.
По неподтвержденным данным, в планы "Казахтелекома", связанные с либерализацией рынка, входит получение генеральной лицензии на ультрасовременный стандарт связи третьего поколения 3G. В обмен на эту лицензию национальный оператор даже готов отказаться от своих эксклюзивных прав на междугородную связь. Получив лицензию на 3G, в "Казахтелекоме" считают возможным выведение на рынок нового собственного оператора.
Система 3G считается базой создания универсальных коммутационных устройств: компьютер, беспроводной Интернет, телефон, видеосвязь и т. д. в одном терминале. Еще несколько лет назад операторы беспроводной связи возлагали большие надежды на эту технологию, позволяющую обмениваться мультимедийными данными посредством сотовых телефонов. Однако сейчас даже в богатых странах Европы от нее отказываются, потому что развитие 3G-сетей требует колоссальных затрат. Неоправданно высокая стоимость 3G-лицензий и необходимость дальнейших многомиллиардных инвестиций заставляют операторов, и без того испытывающих серьезные финансовые трудности, пересматривать планы. В частности, недавно список европейских операторов связи, отказавшихся от развертывания сотовых сетей 3G, пополнился еще двумя компаниями - Orange и Tele2.
На фоне Европы возникает вопрос, насколько оправданны надежды "Казахтелекома" на эту ультрадорогую технологию, которую, очевидно, должен будет взять на вооружение новый оператор. Выиграют ли абоненты, если операторы начнут конкурировать в области high-tech, грубо говоря, "брать наворотами". А это ли нужно сегодня казахстанскому потребителю? Что более важно для абонента, например, в Атырау или Талдыкоргане: пресловутые "навороты" или просто качественная, стабильная и недорогая связь?
В соседней России, чей рынок очень близок казахстанскому по параметрам спроса, сотовые операторы делают ставку не на супертехнологии, а на привлечение потребителей в регионах. По мнению директора по маркетингу и технологиям PR-группы операторов "Телекоминвест" Андрея Климова, основной темой 2002 года должно стать превращение российского рынка мобильной связи в массовый и перенос конкуренции из столиц в провинцию. "Региональные подписчики станут основным источником увеличения абонентской базы сотовых компаний, - говорит другой эксперт, вице-президент компании "Ренессанс Капитал" Андрей Брагинский. Это, по его оценкам, люди с относительно невысокими доходами, занимающиеся каким-либо мелким бизнесом. Сотовая трубка нужна им не для выхода в Интернет, прослушивания музыки или беспроводной передачи факсимильных сообщений, а прежде всего для надежной связи, для работы.
Ставка на регионы, особенно на промышленные и сырьевые, была бы актуальной и в условиях Казахстана. С аналогичными акцентами. Впрочем, так ли это - покажет время. |