Александр Тутушкин, "Ведомости", 26 сентября 2002
Вчера руководство Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) обнародовало новый план увеличения мощности единственного частного трубопровода в России. Он предусматривает, что российской нефти в трубе будет меньше, а казахстанской - больше. Этот план полностью поддержал министр энергетики России Игорь Юсуфов.
Как сообщил гендиректор КТК Иен Макдоналд, месяц назад консорциум собрал у компаний, которые могут пользоваться услугами трубопровода, прогнозные данные по объемам нефти, которые они в ближайшие годы намерены прокачивать на экспорт. По словам гендиректора, на основе этих данных разработаны новые предложения по увеличению пропускной способности трубопровода, которые недавно переданы акционерам и будут обсуждаться на их собрании в ноябре.
Согласно плану работы станут вестись в два этапа. На первом предполагается увеличить мощность трубопровода до 38 млн т. Из этого объема 34 млн т составит нефть из Казахстана и 4 млн т - из Астраханской области и Калмыкии, причем речь идет о нефти только из уже разведанных месторождений. Раньше предполагалось, что из Казахстана поступят лишь 27 млн т нефти, а остальное сырье будет российским.
Работы по этому этапу начнутся в середине будущего года и завершатся в 2006 г. Параллельно, но с задержкой на год начнется реализация второго этапа, на котором мощность трубопровода будет доведена до 52 млн т, причем в этом объеме уже учитываются объемы с неосвоенных месторождений, в частности казахстанского Кашагана.
Далее планы КТК пока не простираются, хотя изначально планировалось, что конечная мощность КТК составит 67 млн т. Дело в том, что 52 млн т - это максимальный объем нефти, который может транспортироваться из Казахстана. Остальное должно было поступать из России по перемычке, соединяющей КТК с системой "Транснефти" в районе г. Кропоткин. Перемычка, однако, до сих пор не построена, в связи с чем пришлось вносить коррективы и в первый этап работ по наращиванию мощности трубы. По словам представителя пресс-службы КТК, первоначально планировалось из системы "Транснефти" подавать в КТК 8 млн т российской нефти в год, которые теперь пришлось распределить между Казахстаном, Калмыкией и Астраханью.
Макдоналд отказался назвать размер инвестиций, которые потребуются для реализации этих амбициозных планов, однако в прошлом году, когда завершилось строительство первой очереди нефтепровода, КТК сообщал, что она обошлась компаниям-акционерам в $2,6 млрд, а полная стоимость проекта - $4 млрд. Последующее финансирование проекта предполагалось осуществлять за счет средств, заработанных консорциумом.
Игорь Юсуфов вчера поддержал эти планы. По мнению министра, если у консорциума есть средства, он должен вкладывать их в развитие трубопровода, если же нет - финансирование должны привлечь акционеры. Юсуфов считает, что тариф на прокачку нефти по трубопроводу желательно повысить с нынешних $25 до $38 за тонну, но для этого надо заручиться согласием всех акционеров.
Аналитики Petroleum Argus полагают, что планируемой нефти КТК может и не получить. Во-первых, Россия и Казахстан уже заключили 15-летнее соглашение о транспортировке по системе "Транснефти" 17,5 млн т в год, во-вторых, конкуренцию КТК составит проект "Баку - Джейхан". Кстати, и сам Макдоналд заявил, что, если тариф КТК будет поднят до $38, он не выдержит конкуренции с азербайджанским проектом.
Акционеры КТК - правительства России, Казахстана и Омана, а также ряд нефтяных компаний, в том числе СП "ЛУКОЙЛа" и "Роснефти" соотвественно с ARCO (теперь BP) и Shell. Трубопровод КТК протяженностью 1510 км соединяет месторождение Тенгиз в западном Казахстане с морским терминалом близ Новороссийска. Первая очередь нефтепровода мощностью 28 млн т была пущена в пробную эксплуатацию в октябре прошлого года. С тех пор по системе экспортировано 8 млн казахстанской нефти (примерно 1,1 млн т сырья в месяц). |