Генеральный директор Каспийского трубопроводного консорциума Иен Макдональд намерен в ближайшие несколько лет увеличить пропускную способность трубопроводной системы за счет строительства дополнительных насосных станций и резервуаров для хранения нефти "Хабар", 26 сентября
Об этом он заявил на пресс- конференции в Москве. Как известно, проектная максимальная пропускная способность КТК составляет 67 миллионов тонн нефти в год. Месяц назад консорциум собрал у грузоотправителей прогнозные данные по прокачке нефти на ближайшие 4 года. По словам генерального директора КТК, на основании этих данных разработаны новые предложения по увеличению мощности КТК.
- Было очевидно, что их заявленные объемы превышают мощность КТК. В соответствии с нашим договором мы должны провести расширение системы для того, чтобы принять все эти объемы, - сказал Иен Макдональд, генеральный директор КТК.
Расширение системы подразумевает строительство новых насосных станций и резервуаров для хранения нефти на морском терминале в Новороссийске. Предлагается провести его в два этапа. На первом планируется увеличить мощность трубопровода до 38 миллионов тонн в год. Из этого объема 34 миллиона составит нефть из Казахстана и 4 миллиона - из Астраханской области и Калмыкии. Работы по этому этапу начнутся в середине будущего года и завершатся в 2006 году. Параллельно, но с задержкой на год начнется реализация второго этапа, на котором мощность КТК будет доведена до 52 миллионов тонн. Кстати, при этом учитываются и объемы с пока еще неосвоенного казахстанского месторождения Кашаган. Отвечая на вопрос Агентства "Хабар" о стоимости проекта расширения КТК, господин Макдональд не стал называть конкретные цифры и сказал, что "экономические выгоды расширения неоспоримы, а инвестиции окупятся в 2-3 года". Данный проект полностью поддержал министр энергетики России Игорь Юсуфов.
- Мы видим и считаем, что работа консорциума идет довольно успешно. Прокачен достаточно значительный объем нефти, - отметил Игорь Юсуфов, министр энергетики Российской Федерации.
-----
Игорь Юсуфов предлагает повысить тарифы на прокачку нефти по КТК с $25 до $38 за тонну МОСКВА, 26 сентября. /RusEnergy/.
Игорь Юсуфов, министр энергетики РФ, считает, что тариф на прокачку нефти по трубопроводу желательно повысить с нынешних $25 до $38 за тонну, но для этого надо заручиться согласием всех акционеров, сообщают "Ведомости". Кроме того, Юсуфов поддержал планы консорциума увеличить мощность трубопровода Тенгиз-Новороссийск на первом этапе до 38 млн т, и на втором этапе до 52 млн т в год. Работы по первому этапу должны начаться в середине будущего года и завершиться в 2006 г. Параллельно, но с задержкой на год начнется реализация второго этапа.
Иен Макдоналд, гендиректор КТК Иен Макдоналд, считает планы увеличения пропускной способности трубопровода вполне реальными, с учетом прогнозных данных по объемам нефти, полученных месяц назад у компаний, которые могут пользоваться услугами трубопровода. Однако предложение о повышении тарифов вряд ли будет поддержано акционерами. Как заявил Макдоналд, если тариф КТК будет поднят до $38, он не выдержит конкуренции с азербайджанским проектом строительства трубопровода Баку-Джейхан, который предлагается продлить до Актау. Тариф по маршруту Баку-Джейхан составит около $24 за тонну.
-----
В Минэнерго довольны работой КТК МОСКВА, 26 сентября. /RusEnergy/.
Вчера в Минэнерго состоялась пресс-конференция, посвященная планам развития Каспийского трубопроводного консорциума /КТК/. В пресс-конференции приняли участие министр энергетики Игорь Юсуфов и генеральный директор КТК Йен Макдональд. Игорь Юсуфов поддерживает планы акционеров КТК по расширению транспортных возможностей трубопровода. Об этом говорится Web-портал "Нефть России".
По мнению главы Минэнерго, уровень тарифов на прокачку нефти по системе КТК должен быть таким, чтобы обеспечить интересы всех акционеров. "В интересах Российской Федерации - максимально быстрый возврат средств, затраченных на сооружение трубопроводной системы и получение высоких дивидендов", однако, "нельзя не принимать во внимание интересов остальных акционеров", отметил Игорь Юсуфов. Россия выступает за повышение тарифа на прокачку нефти по системе КТК с 25 до 38 долларов за тонну, однако на это требуется согласие остальных акционеров консорциума.
Министр энергетики сообщил, что Россия поддерживает предложения КТК увеличить мощность трубопроводной системы Тенгиз-Новороссийск. До конца 2004 года пропускная способность вырастет до 38 млн тонн, а затем - до 52 млн тонн в год.
В свою очередь, генеральный директор КТК привел конкретные данные о планах консорциума по расширению трубопроводной системы. По его словам, предполагается два этапа в реализации проекта, в том числе на первом этапе /к январю 2006 года/ мощность трубопровода должна быть увеличена до 38 млн т в год, а на втором /если к 2004 году будет принято соответствующее решение акционеров/ - до 52 млн т.
Как подчеркнул Йен Макдональд, расчеты показывают, что при реализации планов акционеров по увеличению добычи нефти, прежде всего на территории Казахстана, окупаемость проекта расширения системы составит не более 2-3 лет. Ведь для повышения мощности трубопровода необходимо ввести в строй только дополнительные насосные станции и резервуары; при этом нет необходимости прокладывать дополнительный трубопровод.
Игорь Юсуфов подчеркнул, что доволен работой трубопровода, объемы перекачки нефти по которому уже превысили 8 млн т. Министр полагает, что объединение трубопроводных систем ОАО "Транснефть" и КТК зависит, прежде всего, от его экономической эффективности для российских нефтяных компаний.
Отвечая на вопрос о возможном введении банка качества нефти для российских нефтяных компаний при ее транспортировке по системе ОАО "Транснефть", он высказался за использование этой меры, подчеркнув, что в мировой практике принят именно такой подход. В подтверждение своей мысли министр привел решение КТК о применении банка качества нефти для всех без исключения грузоотправителей.
Он подчеркнул беспрецедентный характер того, что очередное заседание совета директоров компании "Шеврон Тексако" - одного из ведущих акционеров КТК - состоится в ближайшие дни в Москве. Как сообщил Игорь Юсуфов, такое решение было принято в связи с необходимостью участия в этом заседании представителей Минэнерго РФ.
Министр напомнил об Энергетическом саммите, который пройдет в октябре в нефтяной столице США - Хьюстоне. Встреча энергетиков двух стран состоится в рамках энергетического диалога, о котором было заявлено в ходе московской встречи президентов Владимира Путина и Джорджа Буша в мае 2002 года.
-----
Казахстан рассчитывает вести экспорт своей нефти через проектируемый трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан РИА "ОРЕАНДА", 25 сентября
Казахстан не намерен менять своей позиции по экспорту каспийской нефти через проектируемый трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который должен быть проложен по территории Азербайджана, Грузии и Турции. Заявляя об этом агентству, Временный поверенный в делах Казахстана в Азербайджане Ойрат Байгарин отметил, что конкретные объемы нефти, прокачиваемой казахстанскими операторами, будут известны после пуска в эксплуатацию новой трубопроводной линии.
По словам дипломата, на первом этапе казахстанская нефть может попадать на мировые рынки посредством ныне действующего трубопровода Баку-Спуса (черноморский порт в Грузии). Он отметил, что "пока рано говорить о трубопроводной ветке Актау-Баку, так как правительство Казахстана удачно транспортирует сырую нефть в Азербайджан с помощью танкерных перевозок. Кроме того, по мнению О.Байгарина, прокладка подводных трубопроводов на Каспии невозможна без согласования между всеми прибрежными странами статуса водоема. Тем не менее, казахстанский дипломат признал, что правительство его страны ведет подготовку технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта прокладки такой трубопроводной ветки. ТЭО готовится на средства выделенного Агентством США по международному развитию гранта в размере $250 тысяч.
На прошлой неделе США и Казахстан подписали в Вашингтоне документы по сотрудничеству в области энергетики и экспорта нефти. Один из ключевых пунктов достигнутых между двумя странами договоренностей предусматривает изучение рентабельности экспорта казахстанской нефти через трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан.
Отметим, что расчетный тариф на прокачку одного барреля нефти из Баку в Джейхан объявлен Госнефтекомпанией Азербайджана и другими спонсорами проекта на уровне $3,3 за баррель. Однако такая ставка определена пока только для акционеров трубопроводной компании BTC Cо, ведущей строительство экспортного нефтепровода. Напомним, что из казахстанских операторов нефтяных проектов в число акционеров вошли итальянский концерн ENI, французская компания TotalElfFina и японская IMPEX Oil.
-----
Казахстанская нефть может спасти США от энергетического кризиса "Хабар", 26 сентября
Такое предположение сделал американский сенатор Конрад Бернс. Сенатор заявил, что миф о вечной зависимости США от ближневосточной нефти должен быть разрушен, и в подтверждение своих слов напомнил, что в районе Каспия обнаружены запасы сырья в объеме 33 миллиарда баррелей. Неразведанные резервы этого региона, по некоторым оценкам, могут достигать 233 миллиардов баррелей, что составляет 20 - 25 процентов всех открытых запасов нефти в мире. Это создает для американских компаний огромные перспективы, сказал Конрад Бернс. Он также подчеркнул значение проекта Баку - Джейхан и высказался в поддержку строительства Транскаспийского трубопровода, по которому казахстанская нефть могла бы поступать в Азербайджан, а затем через Турцию на мировые рынки.
- Каспийская нефть может сыграть важную роль для укрепления энергетической стабильности в мире, поэтому я хотел бы, чтобы Казахстан вышел на мировые рынки нефти, как и другие члены международного сообщества, - сказал Конрад Бернс, сенатор США.
Дискуссия в Америке о новых перспективных районах добычи нефти будет продолжаться, однако уже сейчас очевидно, что американское правительство отводит каспийскому региону особую роль в обеспечении международной безопасности. Это подтверждают, в частности, темпы сотрудничества США с Казахстаном, Азербайджаном, Россией. |