Александр СУХАНОВ, "ОКО", 27 сентября
Лет пять назад, помнится, появилась в нашем видеообиходе паршивенькая пиратская копия лихого американского боевика. Там в самом начале фильма, на совещании объединенного комитета начальников штабов, американские генералы обсуждали ситуацию: вот, дескать, подлые террористы угрожают нам атомной бомбой, которую они купили в Казахстане. Был тогда даже маленький дипломатический скандал, быстро, правда, замятый. Посольству США пришлось напирать на то обстоятельство, что у них в Америке Голливуд - это Голливуд, а Белый дом совсем другое дело.
Республиканские государственные предприятия (РГП) - это национальная особенность нашей экономики. По своему статусу они являются коммерческими структурами. Но в то же время подчиняются государственным министерствам и ведомствам, пользуясь заодно и их поддержкой. В результате такие гибриды без труда захватывают рынок, монополизируя его и разрушая конкурентную среду. Одно время госорганы буквально захлестнула эпидемия создания РГП. Казалось, что если дело пойдет такими темпами, то скоро в РГП преобразуют и СЭС, полицию, а потом и само правительство. Газета "ОКО" неоднократно расследовала деятельность многих РГП, которым государство даровало эксклюзивные полномочия. Среди них предприятия "Казагрэкс", "Центр по недвижимости", "Фитосанитария".
К счастью, РГПзации всей страны удалось избежать - благодаря волевому решению Главы государства. Он поставил четкую цель: разграничить государственные управленческие и хозяйственные функции. Как говорится, мухи отдельно, котлеты - отдельно. Формально, конечно, это указание выполняется полным ходом. Вот цифры "боевых сводок": 15 РГП ликвидированы, 62 - приватизированы, 37 - реорганизованы. Из уставов РГП исключены контрольно-надзорные функции. Однако на деле поручение Президента исполняется настолько медленно, насколько позволяет чиновникам их богатый арсенал всевозможных уловок и ухищрений.
Каждое РГП имеет так называемый орган государственного управления, то бишь министерство или ведомство, при котором оно создано. Так вот, именно эти "органы управления" и решают... целесообразно ли существование тех или иных РГП. Именно они дают свои предложения по реорганизации РГП. Но разве могут они быть объективными?!
Фактически, необъективными им быть диктует... действующее законодательство. Оно предусматривает, что орган государственного управления РГП имеет ряд полномочий. Среди них "рассмотрение и утверждение текущих и перспективных планов хозяйственной деятельности государственного предприятия, в том числе плановых финансовых показателей; контроль и анализ выполнения плановых показателей финансово-хозяйственной деятельности государственного предприятия". Проще говоря, госорган отвечает за то, чтобы подведомственное ему предприятие было финансово благополучно. В худшем случае - сводило концы с концами, в лучшем - собирало неплохую прибыль. Получается непреодолимое противоречие.
С одной стороны, министерство должно заботиться о том, чтобы была свободная конкуренция, чтобы "его" РГП работало наравне с другими субъектами рынка. Но с другой стороны, оно, хочешь - не хочешь, должно заботиться о прибыли "своего" РГП. А монопольное положение, как известно, всегда сулит больший доход. Таким образом, госорганы оказываются в положении буриданова осла, который не мог выбрать меж двух охапок сена. Только у него было две одинаковые охапки. А в нашем случае мотив прибыли во сто крат сильнее. И выбор в пользу дохода в ущерб конкуренции очевиден. Так что не стоит удивляться, что чиновники разглагольствуют о вреде монополизации, но абсолютно ничего не делают, чтобы ее избежать.
Ведь при такой схеме органы госуправления напрямую заинтересованы в том, чтобы подведомственные им РГП занимали доминирующее, а то и монопольное положение на рынке, и абсолютно не заинтересованы в развитии конкуренции. Кроме того, в соответствии с законом, госпредприятие может быть создано в сфере, недостаточно охваченной частным сектором экономики. То есть доминирующее положение РГП на рынке подразумевается.
Как нам стало известно, министерство юстиции подготовило предложение, как выйти из этого замкнутого круга. Во-первых, пересмотреть целесообразность деятельности существующих РГП, и это должно быть сделано незаинтересованными госорганами. Во-вторых, пересмотреть нормы Указа "О государственном предприятии" в части ответственности органов гос-управления за финансовые показатели деятельности РГП, занимающих доминирующее положение на рынке.
Вице-премьер Александр Павлов уже дал поручение рассмотреть предложение минюста антимонопольному агентству и министерству индустрии и торговли совместно с союзом торгово-промышленных палат. Это вселяет надежду, что инициатива не заглохнет в чиновничьих коридорах. И дает основания полагать, что грядет новая кампания по "зачистке" рядов РГП.
Хотелось бы добавить, что это предложение нужно расширить не только на РГП, но и на все хозяйствующие субъекты, которые зависят от государства. В последнее время, например, пошла мода на преобразование РГП в акционерные общества со 100%-ным государственным пакетом акций. Но тем не менее смена вывески зачастую ничего не меняет. Такие АО, как и РГП, сохраняют покровительство министерств и ведомств. |