Елена ЛАДИКОВА, "Экспресс-К", 1 октября
Необходимость строительства ГПЗ несомненна. Недавние споры шли только вокруг выбора места его расположения. Предлагались три варианта. Один - к северо-востоку от реки Эмба, в районе города Кульсары. Но смутили близость моря (всего пять километров) и высокий уровень грунтовых вод. Как вариант рассматривался полуостров Бузачи на территории Мангистауской области. Но тогда бы Атырау терял восемь тысяч предполагаемых рабочих мест плюс налоговые поступления.
Компания, проведя исследования одновременно в нескольких местах, остановилась на Макатском районе, а именно на местности Карабатан в сорока километрах от Атырау. Обосновывая свой выбор, специалисты компании говорят, что эти земли не используются под сельхозугодья, уровень участка достаточно высок, и потому его не затопит нагонными водами Каспия. Карабатан достаточно удален от крупных населенных пунктов и потому не станет оказывать воздействия на густонаселенные районы. Кроме того, относительная близость Атырау позволит доставлять работников прямо из города, не применяя вахтовый метод.
И самый главный аргумент "Аджип ККО" - здесь уже существует транспортная инфраструктура: железная и автомобильная дороги, водовод, магистральный газопровод Центральная Азия - Северный Кавказ, труба КТК, в которой акционеры проекта имеют свою долю.
Близость будущего завода к городу разделила общественность на два лагеря: одни воспринимают строительство завода как данность (есть обязательства компании дать в 2005 году первую нефть, которую надо еще где-то и перерабатывать), другие считают, что строительства ГПЗ вблизи города нельзя допускать любой ценой. В первом жители Макатского района, на территории которого и планируется стройка, однозначно "за". Старейший нефтедобывающий район переживает сейчас самые плохие времена. Старые месторождения закрываются, а вместе с ними и поселки, построенные на их базе. Новый завод, считают макатцы, даст им новую жизнь.
Наземный завод рассчитан на переработку 2,9 миллиарда кубических метров газа в год. Нефть и газ с моря на сушу будут транспортироваться по двум трубопроводам. Все трубы будут углублены, что обеспечит защиту от коррозии, движения льдов или случайных повреждений. Их общая протяженность составит 86 километров. Секции трубопроводов, проходящих по мелководью, со слов специалистов компании, будут прокладываться с соблюдением всех норм, диктуемых чувствительной охраняемой природной зоной. Затем нефть и газ станут обрабатываться на наземной установке. Итальянцы обещают, что сера, получаемая в результате переработки газа, будет храниться в полузахороненных блоках. Для примера приводился подобный завод, перерабатывающий газ с 16% содержания сероводорода, во французском городе Лак, мирно уживающийся с природой атлантических Пиренеев.
До 2010 года общая сумма налогов должна составить 4 миллиарда долларов, затем ежегодные поступления в казну - 3 миллиарда в год. А чистая прибыль от участия республики в проекте после возмещения убытков компании-оператора составит 12 миллиардов долларов.
По словам руководителя областного комитета по управлению земельными ресурсами Анатолия Жмыхова, под строительство ГПЗ будет отведено 120 гектаров земли. И как уточнил Анатолий Александрович, участок находится ближе к разъезду Искине, чем к Карабатану. Но, видно, звучное название в самом начале кому-то больше понравилось. Земля эта оценена как низкопродуктивные пастбища. Почва соленая, полусоровая.
- Если сравнить с другими стройками подобного направления, ГПЗ займет небольшую площадь. Судя по проекту, земля будет рационально использоваться. На 120 гектарах разместятся завод и вся сопутствующая ему инфраструктура, - сказал Анатолий Жмыхов.
Заводу быть в Карабатане, и это вопрос решенный. Остается только надеяться на высокие технологии нового века. |