Ирина ГАЛУШКО, "Экспресс-К", 16 октября
По территории Южно-Казахстанской области проходят два таких участка. Первый (Сарыагаш - Шенгельды) протяженностью 54 километра. Второй (Жетысай - Пахтаарал) длиной 37 километров. Еще со времен Союза оба находятся под юрисдикцией узбекистанских железнодорожников. Все последние десять лет участками владела государственная акционерная железнодорожная компания "Узбекистон темир йулари". Как вышло, что железнодорожные пути, проходящие по нашей территории, оказались под юрисдикцией Узбекистана, долго объяснять, наверное, не нужно. На железной дороге всегда и везде учитывались прежде всего технологические возможности того или иного участка, а именно - возможность развязки. Таким образом, вышло, что участки железной дороги Сарыагаш - Шенгельды и Жетысай - Пахтаарал оказались в ведении узбекистанских железнодорожников. Так было просто удобней. Всем. В начале 90-х, когда бывшие союзные республики одна за другой стали объявлять о суверенитете, вопрос о дальнейшей судьбе таких участков, конечно же, поднимался. Однозначного решения сразу найдено не было, а вместо него на свет появилось межправительственное соглашение, согласно которому участки остаются под юрисдикцией соседних стран на ближайшие десять лет.
Срок действия соглашения истек в конце мая нынешнего года. И вот уже несколько месяцев ведется подготовительная работа по передаче участков Сарыагаш - Шенгельды, Жетысай - Пахтаарал и всех имеющихся на них объектов в ведение казахстанских железнодорожников. Собственно, готовиться к передаче стороны начали еще в прошлом году. Ровно год назад появилось постановление правительства о проведении Министерством транспорта и коммуникаций и комитетом по госимуществу и приватизации инвентаризационных работ на железнодорожных участках Сарыагаш - Шенгельды и Жетысай - Пахтаарал. Необходимая работа была проведена, и в конце марта нынешнего года узбекская сторона подписала техническую документацию инвентаризации всех имеющихся на участках объектов и имущества. С самого начала было известно, что соседи против передачи участков в собственность Казахстана не возражают.
- Принципиальное решение по этому вопросу между правительствами обоих государств давно достигнуто, - комментирует вице-премьер правительства, министр транспорта и коммуникаций РК Карим Масимов. - Сейчас идет обычный рабочий процесс по передаче участков от одного государства другому. Мы решили гораздо более сложные вопросы, касающиеся приграничных проблем. Здесь все проще.
И тем не менее проблемы имеются. Невыплаченные узбекистанскими железнодорожниками налоги - главная из них. Уже три года южноказахстанские налоговики пытаются взыскать с ГАЖК "Узбекистон темир йулари" в доход государства 98 млн тенге. Узбекистанские железнодорожники хоть и не являются нашим резидентом, но, имея у нас свое учреждение, были обязаны платить налоги в бюджет Казахстана. Хотя справедливости ради нужно отметить, что с 1995 по 1999 год они делали это исправно. После вдруг наотрез отказались. Никаких рычагов воздействия на узбекскую компанию у наших фискалов нет. Остаются лишь судебные тяжбы, но и они результата пока не дают. По мнению южноказахстанских налоговиков, из сложившейся ситуации есть только один выход - взаимозачет.
- Мы предложили Министерству госдоходов провести его между РГП "Казахстан темир жолы" и ГАЖК "Узбекистон темир йулари", - комментирует начальник отдела аудита Налогового комитета по Южно-Казахстанской области Роза Исаева. - В нынешней ситуации все зависит от правительства. |