"Нефть России", 11 ноября
Российские компании "Группа Альянс" и "Роснефть" намерены объединиться при покупке у казахской государственной компании "КазМунайгаз" 20,2% акций Херсонского нефтеперерабатывающего завода. Об этом сообщили в пресс-службе компании "Группа Альянс", осуществляющей управление заводом.
Ранее "КазМунайгаз" предложил "Роснефти" купить 20,2% Херсонского НПЗ. Сейчас "Роснефть" ведет с "КазМунайгаз" переговоры о покупке акций при участии третьей стороны - "Группы Альянс". 20,2% Херсонского НПЗ принадлежит "КазМунайгаз" непосредственно как владельцу 34% компании "КазахОйл-Украина", которой, в свою очередь, принадлежит 99% Торгового дома "Укрнефтепродукт". ТД "Укрнефтепродукт" является владельцем 60% Херсонского НПЗ.
Ранее компания "КазМунайгаз", созданная на основе компании "КазахОйл", заявила о намерении продать принадлежащие ей акции Херсонского НПЗ, решив развивать казахский нефтеперерабатывающий завод в городе Атырау. О желании купить акции завода заявили компании "Роснефть", "Сургутнефтегаз", "ЮКОС", а также "Группа Альянс".
В прошлом году компания "КазахОйл" подписала договор с компаниями "Роснефть" и "Группа Альянс" о совместной эксплуатации Херсонского НПЗ. "Группа Альянс" является владельцем 24,9% Херсонского НПЗ.
В 2001 году третий по величине в Украине Херсонский НПЗ увеличил переработку нефти на 34% до 1,75 млн тонн, что составило 11,4% от общего объема переработки в Украине.
-----
В предложении заполнить трубу Одесса - Броды российской нефтью Украина видит подвох МОСКВА, 11 ноября. /RusEnergy/.
Россия вновь предложила украинской стороне совместно использовать нефтепровод Одесса - Броды для перекачки российской нефти... в обратном направлении. Как заявил вице-президент российской нефтяной компании "ЮКОС" Михаил Елфимов в ходе международной конференции "Нефть и газ - 2002", состоявшейся в Киеве в конце октября, "нефтепровод Одесса - Броды можно загрузить быстрее, если использовать его для перекачки нефти в реверсном порядке - из Брод в Одессу. Использовать данное направление могла бы наша компания". В противном случае, по словам М. Елфимова, в ближайшие три года труба Одесса - Броды может остаться незаполненной.
В настоящее время "ЮКОС" возит нефть из Брод по железной дороге и экспортирует ее через терминал "Южный". Переход на транспортировку этой нефти по трубе Одесса - Броды позволил бы российской компании значительно снизить транспортные расходы.
По мнению российских экспертов, такая идея должна заинтересовать Украину, для которой наполнение простаивающего нефтепровода является достаточно серьезной проблемой. Вопрос о достройке его польской ветки завис в воздухе и раньше декабря с мертвой точки не сдвинется. Именно в декабре, по словам первого вице-премьера Украины Олега Дубины, премьер-министры Украины и Польши совместно с представителями Еврокомиссии обсудят дальнейшие перспективы проекта "Одесса - Броды - Гданьск". Строиться польский участок нефтепровода будет не менее трех лет. До тех пор, как утверждают эксперты, у Европы он серьезного интереса не вызовет.
Однако ни со стороны украинского правительства, ни со стороны руководства "Укртранснефти" заинтересованности в сотрудничестве с российской стороной пока не прозвучало. Как сообщает Web-портал "Нефть России", предложения России официальный Киев расценивает как попытку нарушить его планы по транспортировке каспийской нефти. Как отмечает вице-президент фонда "Стратегия 1" Михаил Гончар, Россия с идеей реверсной прокачки выступает не впервые. "Как только было закончено строительство нефтепровода Одесса - Броды, с аналогичным предложением уже выступал глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов. Но никаких конкретных цифр по поводу объемов прокачиваемой нефти, сроков и условий прокачки для того, чтобы можно было просчитать экономическую выгоду, названо не было", - отметил эксперт.
По словам М. Гончара, российская сторона просто пытается "попридержать" Украину, которая стремится развивать сотрудничество с Европой. "Все это наводит на мысль о том, что российская сторона, независимо от того, какая компания озвучивает идею, преследует совсем другую цель - вставить палки в колеса Украине, которая в течение последнего года сумела наладить сотрудничество с Польшей, США и ЕК касательно развития проекта. Я считаю, что Россией в этом вопросе движут больше политические, чем экономические мотивы", - полагает Михаил Гончар.
Директор энергетических программ Центра экономических и политических исследований им. Разумкова Владимир Сапрыкин все же полагает, что прокачку российской нефти можно использовать как временный вариант. "Действительно, максимальные дивиденды от использования нефтепровода Украина может получить, только транспортируя, как и задумывалось, каспийскую нефть, - говорит В. Сапрыкин. - Но в сегодняшних условиях неопределенности относительно нефтепровода Одесса - Броды нельзя отвергать любые предложения". Эксперт полагает целесообразным заключать договор с российской компанией о реверсной перекачке нефти, пока нефтепровод не будет достроен для прокачки каспийской нефти. |