NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 14:17 ast
12:17 msk

Двух "Казахтелекомов" народ не прокормит
Создание второго национального оператора в сфере телекоммуникаций признано преждевременным
16.11.2002 / экономика

Николай Дрозд, "Панорама", 15 ноября

12 ноября на заседании правительства была рассмотрена программа развития казахстанской отрасли телекоммуникаций на следующие 3 года, разработанная Министерством транспорта и коммуникаций. Результатом обсуждения стало признание необходимости концептуальных изменений в предложения Минтранскома, способных значительно поменять картину того, как отрасль будет двигаться к либерализации. Доработку программы, которая должна произойти в течение месяца, Премьер-Министр поручил возглавить вице-премьеру Кариму Масимову.

При этом камнем преткновения для министра транспорта и коммуникаций Кажимурата Нагманова стала защищаемая идея о создании прежде окончательной либерализации еще одного национального оператора, обладающего универсальным доступом к сетям. По мнению министра, такое своеобразное "двуполье" было бы хорошим вхождением в рынок и позволило бы создать конкуренцию "Казтелекому", не ставя под сомнение в то же время выполнение социальных функций, осуществляемых компанией на рынке, связанных прежде всего с дотированием сельской и местной связи. Эти обязательства, по мнению г-на НАГМАНОВА, не хотевшего бы, очевидно, вызывать прямых аналогий с авиарынком (где создание конкурента "Эйр Казахстану" с отдачей ему "самых лакомых кусочков" было, как известно, недавно признано ошибочным (пожалуйста, Панорама, №36), должны были бы быть распределены справедливо и в равной мере между "Казахтелекомом" и создаваемой новой компанией, чтобы избежать ситуации, когда обязательства доставались бы одним, а наиболее привлекательные сегменты рынка - другим. Критериями для тех, кто мог бы претендовать на статус второго национального оператора, должны были бы стать наличие государственного контрольного пакета акций, наличие развитой магистральной инфраструктуры и возможность осуществления крупных инвестиций. Перспектива появления второго монополиста, однако, крайне озаботила Премьера ТАСМАГАМБЕТОВА, который посчитал, что это противоречило бы курсу на либерализацию рынка телекоммуникаций и могло бы отодвинуть ее на далекий срок. Кроме того, создание второй компании заслонило бы то, что должно предшествовать "отпуску рынка". Премьера не смягчили ссылки на международный опыт, и, в частности, на то, что "двуполье" существует в Америке, Австралии, и по такому же пути пошел, например, Израиль. Он также не в полной мере разделил опасения г-на Нагманова о том, что после открытия рынка сельская связь окажется брошенной и всем компаниям будут интересны только крупные города.

Отрасль привлекательна для инвесторов, и проблемы убыточных сегментов рынка могут быть решены путем принятия инвесторами на себя определенных обязательств в обмен на допуск к более привлекательным проектам в области телекоммуникаций. Министр Нагманов же, похоже, не верит в обязательства инвесторов, приводя в пример операторов мобильной связи, которые получили значительные преференции, но так и не пошли в "глубинку", хотя их доходы вполне позволяли это сделать. Г-н Нагманов упомянул в этой связи компанию K"Cell, которая должна была бы обеспечить связь на всем протяжении дорог Алматы - Боровое и Шымкент - Актюбинск. По мнению министра, в связи с неисполнением обязательств вполне возможно рассмотрение вопроса о "лишении льгот". Сходная ситуация и с самим "Казахтелекомом", стратегический инвестор которого, южнокорейская "Дэу", чьим правопреемником в этом проекте является крупнейший частный акционер компании "Казкоммерцбанк", обещала инвестиции в объеме миллиарда долларов. Под лишением льгот министр, очевидно, понимает привод конкурентов в секторы, где работают "нарушители". В сфере мобильной связи, в частности, возможно существование 4 или 5 операторов, в том числе и дочерней компании "Казтелекома", что, как намекнул Кажимурат Нагманов, могло бы стать своеобразным "отступным" за лишение монопольного положения.

То, кто мог бы стать вторым оператором, выглядело также достаточно очевидным. Министр сказал о возможности создания пула компаний и упомянул компанию "КазТрансКом", оператора связи, созданного железной дорогой. Возможно, ее партнерами могли бы быть компании, созданные также другими естественными монополистами не из сферы связи. Теперь, однако, вся ситуация воспринимается в сослагательном наклонении, поскольку реакция Премьер-Министра была достаточно резкой. Вслед за тем, как г-н Нагманов сказал о возможности приватизации второго оператора после того как будет проведена либерализация рынка, г-н Тасмагамбетов саркастически отметил, что "сначала мы создадим оператора, потом "изловчимся" и приватизируем его с учетом интересов". Дискуссия в общем выглядела достаточно оживленной, г-н Нагманов, в частности, вопрошал, имеет ли он право отстаивать свою точку зрения, что парировалось Премьер-Министром ("А мы имеем право спрашивать?"). Имангали Тасмагамбетов также сказал, что не стоит создавать "ореол проработанности проблемы", потому что над программой работали 4 месяца. Жесткая реакция Премьера явно не была экспромтом, но, несмотря на некоторую "костюмированность", явно выглядит очень хорошим импульсом для правительства в целом, поскольку подтвердила приоритет общих экономических принципов над возможностями лоббирования тех или иных структур. Очевидным результатом обсуждения может стать приближение к либерализации рынка телекоммуникаций.

Другие участники обсуждения в основном высказывались за либерализацию коммуникаций. По мнению вице-премьера МАСИМОВА, не стоит уделять столь большого внимания вопросу о втором операторе, хотя это путь, по которому пошли многие страны. Лично г-н Масимов считает более приемлемой схему, при которой все операторы автоматически делали бы отчисления в бюджетный фонд, деньги из которого использовались бы на дотирование сельской связи, что сделало бы ее вполне привлекательной сферой. Г-н Масимов также напомнил, что сроки либерализации много обсуждались на прошлых этапах и сначала считалось, что она может состояться уже 1 января 2003 года, потом она была отсрочена на год. В отличие от идеи второго оператора, объективность трудностей, связанных с открытием рынка, не отрицалась никем. По оценкам г-на Нагманова, первым следствием может стать резкое снижение тарифов на международные и междугородные переговоры и резкое повышение расценок на обычную телефонную связь. При этом говорить о каком-либо открытии рынка до введения повременного учета, посекундной тарификации и перехода на цифровые телефонные станции не имеет смысла. Министр упомянул в качестве препятствия и низкую платежеспособность населения. Хотя, с другой стороны, повременный учет и выглядит социально справедливым, поскольку мало разговаривающие пенсионеры будут платить за телефон меньше, например, туристических фирм, которые разговаривают практически беспрерывно.

Считается, что введение повременной оплаты и либерализация способны значительно ускорить рост абонентов сотовой связи в ближайшие годы до 2-2,5 миллиона с нынешних 700 тысяч. Плотность количества телефонов, включая мобильные, может возрасти до 30 на100 жителей с нынешнего уровня (чуть больше 13). Продолжится также рост числа пользователей интернета. По подсчетам Минтранскома, к концу 2005 года плотность достигнет 30 пользователей на тысячу жителей. Что касается цифровых станций, то планируется, что на местном уровне будет достигнут 60-процентный рубеж.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
На совместном заседании палат Парламента проект бюджета-2003 принят во втором чтении 30.11.2002
ЗАОчные делишки 30.11.2002
Как русская мафия процветает в тени Кремля 30.11.2002
СП "Васильковское золото" планирует подписание контрактов с западными переработчиками 30.11.2002
Мы строили, строили и, наконец, построили. Ура нам! 30.11.2002
Бюджет социального доверия 29.11.2002
Признание облегчает наказание 29.11.2002
"Metromedia" призналась, что ее сотрудники нарушали закон в странах СНГ 29.11.2002
"Эксимбанк" отдали Какимжанову 28.11.2002
Что наша жизнь? Труба! 28.11.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz