Николай Дрозд, "Панорама", 15 ноября
12 ноября на заседании правительства была рассмотрена программа развития казахстанской отрасли телекоммуникаций на следующие 3 года, разработанная Министерством транспорта и коммуникаций. Результатом обсуждения стало признание необходимости концептуальных изменений в предложения Минтранскома, способных значительно поменять картину того, как отрасль будет двигаться к либерализации. Доработку программы, которая должна произойти в течение месяца, Премьер-Министр поручил возглавить вице-премьеру Кариму Масимову.
При этом камнем преткновения для министра транспорта и коммуникаций Кажимурата Нагманова стала защищаемая идея о создании прежде окончательной либерализации еще одного национального оператора, обладающего универсальным доступом к сетям. По мнению министра, такое своеобразное "двуполье" было бы хорошим вхождением в рынок и позволило бы создать конкуренцию "Казтелекому", не ставя под сомнение в то же время выполнение социальных функций, осуществляемых компанией на рынке, связанных прежде всего с дотированием сельской и местной связи. Эти обязательства, по мнению г-на НАГМАНОВА, не хотевшего бы, очевидно, вызывать прямых аналогий с авиарынком (где создание конкурента "Эйр Казахстану" с отдачей ему "самых лакомых кусочков" было, как известно, недавно признано ошибочным (пожалуйста, Панорама, №36), должны были бы быть распределены справедливо и в равной мере между "Казахтелекомом" и создаваемой новой компанией, чтобы избежать ситуации, когда обязательства доставались бы одним, а наиболее привлекательные сегменты рынка - другим. Критериями для тех, кто мог бы претендовать на статус второго национального оператора, должны были бы стать наличие государственного контрольного пакета акций, наличие развитой магистральной инфраструктуры и возможность осуществления крупных инвестиций. Перспектива появления второго монополиста, однако, крайне озаботила Премьера ТАСМАГАМБЕТОВА, который посчитал, что это противоречило бы курсу на либерализацию рынка телекоммуникаций и могло бы отодвинуть ее на далекий срок. Кроме того, создание второй компании заслонило бы то, что должно предшествовать "отпуску рынка". Премьера не смягчили ссылки на международный опыт, и, в частности, на то, что "двуполье" существует в Америке, Австралии, и по такому же пути пошел, например, Израиль. Он также не в полной мере разделил опасения г-на Нагманова о том, что после открытия рынка сельская связь окажется брошенной и всем компаниям будут интересны только крупные города.
Отрасль привлекательна для инвесторов, и проблемы убыточных сегментов рынка могут быть решены путем принятия инвесторами на себя определенных обязательств в обмен на допуск к более привлекательным проектам в области телекоммуникаций. Министр Нагманов же, похоже, не верит в обязательства инвесторов, приводя в пример операторов мобильной связи, которые получили значительные преференции, но так и не пошли в "глубинку", хотя их доходы вполне позволяли это сделать. Г-н Нагманов упомянул в этой связи компанию K"Cell, которая должна была бы обеспечить связь на всем протяжении дорог Алматы - Боровое и Шымкент - Актюбинск. По мнению министра, в связи с неисполнением обязательств вполне возможно рассмотрение вопроса о "лишении льгот". Сходная ситуация и с самим "Казахтелекомом", стратегический инвестор которого, южнокорейская "Дэу", чьим правопреемником в этом проекте является крупнейший частный акционер компании "Казкоммерцбанк", обещала инвестиции в объеме миллиарда долларов. Под лишением льгот министр, очевидно, понимает привод конкурентов в секторы, где работают "нарушители". В сфере мобильной связи, в частности, возможно существование 4 или 5 операторов, в том числе и дочерней компании "Казтелекома", что, как намекнул Кажимурат Нагманов, могло бы стать своеобразным "отступным" за лишение монопольного положения.
То, кто мог бы стать вторым оператором, выглядело также достаточно очевидным. Министр сказал о возможности создания пула компаний и упомянул компанию "КазТрансКом", оператора связи, созданного железной дорогой. Возможно, ее партнерами могли бы быть компании, созданные также другими естественными монополистами не из сферы связи. Теперь, однако, вся ситуация воспринимается в сослагательном наклонении, поскольку реакция Премьер-Министра была достаточно резкой. Вслед за тем, как г-н Нагманов сказал о возможности приватизации второго оператора после того как будет проведена либерализация рынка, г-н Тасмагамбетов саркастически отметил, что "сначала мы создадим оператора, потом "изловчимся" и приватизируем его с учетом интересов". Дискуссия в общем выглядела достаточно оживленной, г-н Нагманов, в частности, вопрошал, имеет ли он право отстаивать свою точку зрения, что парировалось Премьер-Министром ("А мы имеем право спрашивать?"). Имангали Тасмагамбетов также сказал, что не стоит создавать "ореол проработанности проблемы", потому что над программой работали 4 месяца. Жесткая реакция Премьера явно не была экспромтом, но, несмотря на некоторую "костюмированность", явно выглядит очень хорошим импульсом для правительства в целом, поскольку подтвердила приоритет общих экономических принципов над возможностями лоббирования тех или иных структур. Очевидным результатом обсуждения может стать приближение к либерализации рынка телекоммуникаций.
Другие участники обсуждения в основном высказывались за либерализацию коммуникаций. По мнению вице-премьера МАСИМОВА, не стоит уделять столь большого внимания вопросу о втором операторе, хотя это путь, по которому пошли многие страны. Лично г-н Масимов считает более приемлемой схему, при которой все операторы автоматически делали бы отчисления в бюджетный фонд, деньги из которого использовались бы на дотирование сельской связи, что сделало бы ее вполне привлекательной сферой. Г-н Масимов также напомнил, что сроки либерализации много обсуждались на прошлых этапах и сначала считалось, что она может состояться уже 1 января 2003 года, потом она была отсрочена на год. В отличие от идеи второго оператора, объективность трудностей, связанных с открытием рынка, не отрицалась никем. По оценкам г-на Нагманова, первым следствием может стать резкое снижение тарифов на международные и междугородные переговоры и резкое повышение расценок на обычную телефонную связь. При этом говорить о каком-либо открытии рынка до введения повременного учета, посекундной тарификации и перехода на цифровые телефонные станции не имеет смысла. Министр упомянул в качестве препятствия и низкую платежеспособность населения. Хотя, с другой стороны, повременный учет и выглядит социально справедливым, поскольку мало разговаривающие пенсионеры будут платить за телефон меньше, например, туристических фирм, которые разговаривают практически беспрерывно.
Считается, что введение повременной оплаты и либерализация способны значительно ускорить рост абонентов сотовой связи в ближайшие годы до 2-2,5 миллиона с нынешних 700 тысяч. Плотность количества телефонов, включая мобильные, может возрасти до 30 на100 жителей с нынешнего уровня (чуть больше 13). Продолжится также рост числа пользователей интернета. По подсчетам Минтранскома, к концу 2005 года плотность достигнет 30 пользователей на тысячу жителей. Что касается цифровых станций, то планируется, что на местном уровне будет достигнут 60-процентный рубеж. |