Абай Турсынов, "КонтиненТ", 28 ноября
- Текущий "финансовый" год еще далек от своего завершения, но последние месяцы календарного 2002 года - это традиционное время для подведения каких-то промежуточных итогов. Владислав Сединович, по-вашему, каким был этот год для банковской системы Казахстана?
- Финансы - неотъемлемая часть экономики, поэтому и рассматривать ситуацию в банковской сфере необходимо в ее прямом контексте. Общеэкономический же прогноз для республики в текущем году является вполне оптимистичным. Например, мы ожидаем около девяти процентов роста ВВП против запланированных семи, что является очень хорошим показателем. Как известно, экономика Казахстана базируется в основном на развитии сырьевых отраслей, в первую очередь, это добыча нефти. Здесь ситуация, если говорить об уровне мировых цен на нефть, также достаточно благоприятна. Даже несмотря на тревожные ожидания, связанные с ситуацией вокруг Ирака.
Так что по целому ряду этих и других параметров можно говорить о том, что экономика в Казахстане развивается вполне успешно. Это подтверждают и последние данные международных рейтинговых агентств: Казахстану впервые присвоен инвестиционный рейтинг. Соответственно, все эти взаимосвязанные процессы благоприятно отражаются и на развитии финансовой системы. Мы видим, что в последние два года в республике наблюдается достаточно бурный рост активов в банковском секторе. В этом году они увеличились примерно на 22 процента. Хорошими темпами растут и депозиты населения. Они уже превысили сумму в 1 миллиард 400 миллионов долларов США. В целом же это как цепная реакция: стабильно развивающаяся экономика в положительном смысле "провоцирует" активизацию финансовых процессов, которые, в свою очередь, способствуют ее дальнейшему росту.
- А каким стал этот год для банка "ЦентрКредит"? Не могли бы вы привести здесь конкретные выкладки по основным направлениям работы банка. При этом было бы интересно сравнить показатели этого года с прошлогодними, другими словами - проследить динамику их развития.
- Этот год действительно стал для нас весьма удачным - динамика развития у банка "ЦентрКредит" выше среднереспубликанского уровня. К нам приходят все новые клиенты, как юридические, так и физические лица. Приходят в качестве вкладчиков и в качестве заемщиков наших кредитов, открывают у нас счета, одним словом, используют весь пакет предоставляемых нами услуг. Растет экономика, растет и доверие к тем казахстанским банкам, которые обладают высоким профессионализмом и заслуженно пользуются надежной репутацией. К таковым я, по вполне объективным причинам, отношу и банк "ЦентрКредит".
Что касается конкретных цифр, не хочу перегружать вас и ваших читателей чрезмерной сухой статистикой, поэтому остановлюсь на самых принципиальных, с моей точки зрения, моментах. Так, собственный капитал банка вырос на 55 процентов, в то время как в среднем по республике - на 12. Наши активы увеличились на 38 процентов. Увеличился и банковский ссудный портфель. Сегодня по его размеру "ЦентрКредит" занимает четвертое место в республике, уступая только банкам из так называемой "большой тройки" - ККБ, БТА и Народному банку. Если говорить о динамике, то на первое октября 2002 года мы уже получили более трех миллионов долларов чистой прибыли. Эта цифра превышает соответствующие показатели всего прошлого года, которые составили тогда чуть более двух миллионов. И до конца года мы ожидаем, что наша прибыль еще возрастет и составит сумму порядка четырех миллионов долларов США.
- Что же стоит за всеми этими результатами? Другими словами, в чем сегодня заключена ваша главная сила?
- В людях, безусловно. В единой и профессиональной команде. Кадры - это, можно сказать, "вечный вопрос", поэтому они по-прежнему решают все. Конечно, можно собрать группу единомышленников по своим личным симпатиям и убеждениям, но сделать из нее настоящую команду будет достаточно проблематично. Для нас же создание такой команды - это не какой-то разовый и механический подбор людей, характеров, индивидов. Для нас это кропотливый процесс, растянутый в каком-то периоде времени, когда каждый член команды, от высшего руководителя до рядового менеджера в филиале, должен достаточно четко и ясно осознать, чего мы хотим и как мы этого достигнем.
Но это не навязанные идеи, не вера от кого-то извне, от того же руководства. На мой взгляд, это должно быть выстрадано и осознанно каждым работником индивидуально. Человек должен сам прийти к пониманию и осознанию этой общей цели и тогда она будет воспринята им как его собственная. Так формируется группа людей, которая думает и действует как единый механизм. Потом коллективная воля пяти-шести руководителей начинает распространяться на систему среднего управленческого звена, а от него уже на непосредственных исполнителей. Вот тогда это, я бы сказал, практически идеальная организация. Хотя полного и постоянного совершенства, конечно же, не существует. Но стремиться к нему необходимо всегда. И судя по последним результатам банка "ЦентрКредит", нам это удается. Мы сегодня имеем очень хороший, по всем показателям сбалансированный банк, и это дает устойчивое ощущение уверенности в будущем. Нам и нашим клиентам.
- Владислав Сединович, с учетом всего вышесказанного, как бы вы прокомментировали заявление одного из мировых рейтинговых агентств о понижении по отдельным показателям рейтинга у целого ряда казахстанских банков? Ведь среди них был назван и "ЦентрКредит".
- Из соображений профессиональной этики я не стану говорить о ситуации, сложившейся в других казахстанских банках, как-то ее комментировать. Но за наш банк, конечно, отвечу. Да, это случилось. Не стану скрывать, это было не очень приятно. Но главное здесь - не драматизировать излишне ситуацию, тем более что для этого нет никаких серьезных поводов. Я объясню, в чем дело. Так получилось, что в 2001 году прибыль банка "ЦентрКредит" по международным стандартам оказалась на 10 процентов ниже, чем прибыль 2000 года. Заметьте - прибыль, а не убытки. Но это относительное понижение позиций по чистому доходу явилось главным основанием для того, чтобы изменить нам рейтинг. Также в своем заявлении агентство Fitch отметило, что при достаточно быстром росте активов слабым местом банка становится размер его капитала: темпы роста активов не соответствуют темпам роста капитала. То есть опять-таки речь не идет о том, что мы снизили наши показатели. Просто один из них заметно опередил другой. Это может показа ться несколько парадоксальным, но я бы назвал это издержками роста. Ведь если посмотреть на поступательную тенденцию в целом, то все это время банк "ЦентрКредит" только развивался и укреплял свои позиции.
- Вы действительно считаете, что у вас нет серьезных поводов для беспокойства? На чем основана такая уверенность?
- Моя уверенность есть следствие четкого представления о реальном положении дел. И это не попытка выдать желаемое за действительное, а трезвый анализ сложившейся ситуации. Я бы сказал, что оценка рейтингового агентства в большей степени отражает результат нашей прошлогодней деятельности, нежели тенденции развития банка "ЦентрКредит" в 2002 году. Если посмотреть на наши последние показатели, то по ним видно, что банк стал больше генерировать чистого дохода. Выросли и процентные доходы, что свидетельствует о развитии так называемого "живого" бизнеса банка. У нас стало больше комиссионных поступлений, что говорит о том, что в банке заметно увеличилось число клиентов.
И еще один, очень показательный момент. В этом году нам удалось организовать уже второй синдицированный заем на 15 миллионов долларов, причем на более выгодных условиях, чем первый. Затем были проведены еще две крупные межбанковские сделки, соответственно на 5 и 6 миллионов долларов. Всего же общий объем иностранных привлечений с того момента, как нам понизили рейтинг, составил около 26 миллионов долларов. И это является убедительным доказательством того, что доверие к банку "ЦентрКредит" со стороны международных финансовых институтов полностью сохранилось. А что касается нашего рейтинга, то мы думаем, что результаты этого года послужат основанием для его пересмотра в лучшую сторону.
- А какой из результатов, достигнутых банком в этом году, лично вам, как его руководителю, особенно дорог или вызывает у вас чувство особой гордости?
- В первую очередь, это повышение эффективности работы всего банка. И как следствие то, что сейчас "ЦентрКредит" стал способен генерировать достаточно хорошие объемы чистой прибыли. Как я уже говорил, банк работает как хорошо отлаженный механизм, поэтому не замедлил сказаться и результат. Это, я считаю, и есть наше самое главное достижение этого года.
- И в заключение хотелось бы поговорить о ближайших перспективах. С точки зрения здоровых амбиций и адекватной оценки собственных сил и возможностей, какие стратегические и тактические задачи ставит себе банк на ближайшие годы?
- В любом бизнесе самое главное - определить цель и понять, как ты будешь к этой цели продвигаться. Ну и, разумеется, необходимо обладать при этом соответствующими навыками и средствами для реализации задуманного. Мы понимаем, что работаем в конкурентной среде, и наша работа заключается в том, чтобы удовлетворять потребности клиентов банка, предлагать качественные услуги и гарантировать стабильность всей нашей системы. При этом необходимо постоянно укреплять свои позиции, не стоять на месте, довольствуясь уже достигнутым, а с каждым разом все выше поднимать для себя эту планку. А иначе в этой жесткой борьбе не выжить, рано или поздно рынок объективно расставит все по своим местам - "наградит" за адекватную самооценку и профессионализм или "накажет" за самонадеянность и дилетантство.
Сегодня банком "ЦентрКредит" перед самим собой поставлена весьма амбициозная цель: мы хотим стать лучшим банком для малого и среднего бизнеса в республике. И этот ориентир заставляет выстраивать алгоритм действий в соответствии с нашими пожеланиями и возможностями. Поэтому размер банка имеет принципиальное значение, поскольку ясно, что клиенты, как и банки, также делятся по "весовым" категориям. Есть так называемые топ-клиенты. К таковым, например, относятся национальные компании, крупные экспортеры нефти и металлов. Их потребности в кредитах исчисляются несколькими десятками, а то и сотнями миллионов долларов. Да, в силу объема собственного капитала и размеров наших активов для банка "ЦентрКредит" эта группа пока еще недоступна. Поэтому сегодня мы не питаем на этот счет никаких иллюзий.
- Вы интонацией выделили слово "сегодня". Значит ли это, что эта топ-группа будет доступна "ЦентрКредиту", условно скажем, "завтра"?
- Это будет тогда, когда мы будем к этому готовы. Не раньше, но и не позже. Разумеется, что в наши планы входит намерение занять свою нишу и на этом, более высоком уровне кредитования. Всему свое время. Но вот, скажем, бороться за тех клиентов, у которых потребность в кредитах составляет порядка 7-10 миллионов долларов, "ЦентрКредит" может и просто обязан уже сейчас, раз уж мы поставили перед собой цель стать лучшими. Что мы и делаем, уже конкурируя на этом направлении с банками из "большой тройки". И в принципе, делаем это достаточно успешно. На сегодня мы имеем в своем активе около двух десятков компаний, которым предоставляем кредиты такого объема. В следующем году этот список должен пополниться новыми клиентами. Поэтому естественно, что самые ближайшие наши задачи, и это определено стратегией развития банка "ЦентрКредит", - увеличение собственного капитала до 9 миллиардов тенге и увеличение объемов самого банка до 500 миллионов долларов как минимум. Часть из них, я думаю, должна быть ре ализована уже в 2003 году, часть - в 2004-м.
А что касается более общих, или, я бы даже сказал, непреходящих задач, то это традиционное повышение качества предоставляемых услуг. Внимательное отношение к проблемам наших клиентов - вот то профессиональное кредо, которое всегда отличало банк "ЦентрКредит". Говорят, что репутация - это те же деньги. Так вот для нас репутация - это нечто большее, чем просто деньги. Это стержень, основа для существования и процветания самого банка. Поэтому мы всегда пропагандировали тот принцип, что забота об интересах клиента для банкира - прежде всего.
- То есть для вас каждый клиент - исключителен?
- Да. Говорю это со всей ответственностью.
- Что ж, эти слова ко многому обязывают. Но и говорят о многом. Спасибо вам за открытый и честный разговор. |