NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 14:46 ast
12:46 msk

Бюджет социального доверия
Народные избранники привели немало доказательств того, что дополнительные бюджетные средства все же можно изыскать
29.11.2002 / экономика

Юрий ФОМЕНКО, Наталья АБСАЛЯМОВА, "Казахстанская правда", 28 ноября

Позавчера в Астане во второй день совместного заседания палат Парламента, в работе которого приняли участие Премьер-Министр Имангали Тасмагамбетов и члены Правительства, депутатами в первом чтении был одобрен проект бюджета 2003 года.

Напомним, что отложить на сутки голосование по главному финансовому документу народным избранникам пришлось из-за большого количества вопросов к разработчикам проекта. Достаточно сказать, что в ходе предварительного обсуждения депутаты внесли в него свыше 260 поправок. Множество предложений было озвучено и в ходе двухдневного совместного заседания палат. Речь шла о конкретных неотложных нуждах, будь то завершение строительства в Семипалатинске подземного тоннеля под Иртышом для инженерных коммуникаций или разработка технико-экономического обоснования на сооружение в окрестностях Алматы олимпийского спортивно-тренировочного комплекса. Фактически каждый народный избранник настаивал на увеличении расходной части бюджета с тем, чтобы как можно больше средств было направлено на осуществление социальных программ.

Так, депутат Комитета по аграрным вопросам Мажилиса Михаил Трошихин обратил внимание членов Правительства на сложную ситуацию на селе с телефонной связью и ходатайствовал о ежегодном, в течение трех лет, выделении 1,8 млрд. тенге на решение этой проблемы. Депутат также коснулся необходимости совершенствования пенсионной политики. Если в 1998 году, сказал М. Трошихин, минимальная пенсия составляла по тогдашнему курсу 32 доллара, то в нынешнем проекте бюджета она будет находиться на уровне 30 долларов. Исходя из этого, наверное, стоит предусмотреть ее более существенное повышение.

Кстати, пенсионный вопрос в ходе парламентских дебатов был, пожалуй, самым актуальным. Депутат Сания Калдыгулова, как и ряд ее коллег, вновь напомнила о необходимости перерасчета пенсий, назначенных до 1992 года, а также за периоды 1992-1994 годов и с 1994-го по июль 1996 года. Депутат сообщила, что группой парламентариев инициированы поправки в Закон РК "О пенсионном обеспечении". Суть их состоит в том, чтобы уравнять в правах многодетных матерей, проживающих в сельской местности и имеющих законную возможность на получение пенсий в возрасте 53 лет, с аналогичной категорией женщин, живущих в городах и лишенных подобной льготы. Это, по мнению С. Калдыгуловой, противоречит здравому смыслу. Цена вопроса - 146 миллионов тенге ежегодно.

Член Комитета по экономике, финансам и бюджету Евгений Аман счел необходимым подробно остановиться на проблеме выплаты компенсаций реабилитированным гражданам, пострадавшим в ходе политических репрессий. Известно, что на эти цели в бюджете следующего года запланировано 810 млн. тенге. Однако дело в том, подчеркнул сенатор, что в соответствующей бюджетной статье упоминаются лишь "жертвы политических репрессий", хотя закон предусматривает компенсации и пострадавшим. Понятия "жертва" и "пострадавший от политических репрессий" законодательно четко разграничены. Так вот, компенсации пострадавшим почему-то выпали сейчас из бюджетной программы. Необходимо безотлагательно рассмотреть эту проблему, считает он.

Член Комитета по социально-культурному развитию Сената Уалихан Кайсаров взглянул на проект бюджета с точки зрения интересов подрастающего поколения, которое должно быть здоровым, культурным и образованным. Как сообщил сенатор, в текущем году на строительство 23 школ выделено 4,7 млрд. тенге. Но ведь эта сумма мала. Между тем в самой густонаселенной Южно-Казахстанской области есть школы, где дети вынуждены учиться в четыре смены! Анализ показывает, что сегодня в Казахстане действует 164 платные школы с числом учащихся 17 тыс. 800 детей. Но если хотя бы на полторы-две тысячи тенге снизить плату в этих школах, то дополнительно удастся создать несколько тысяч новых учебных мест, что равносильно 10 новым школам. На соответствующие дотации из бюджета потребуется всего лишь 262 млн. тенге.

В ходе прений депутаты также поднимали проблемы аула и субсидирования сельских товаропроизводителей, сфер высшего образования, экологии и медицинского обслуживания. Депутат Мажилиса Аскар Кабанбаев считает, что Министерство здравоохранения в Год здоровья не использовало сполна свои права и возможности. Иначе чем объяснить, что растет число заболеваний туберкулезом, гепатитом, падает рождаемость, на нет сведена первичная медико-санитарная помощь населению. Его же коллега по палате Ермек Келемсеит призвал членов Правительства более осмотрительно подходить к вопросу захоронения на территории страны радиоактивных отходов.

Об экологических проблемах Восточного Казахстана говорила депутат Мажилиса Алимпиада Черкашина. Она же внесла предложение о том, чтобы Правительство предоставило Парламенту механизм повышения пенсий перед вторым чтением законопроекта о бюджете.

Депутат Мажилиса Хамит Амергужин поднял вопрос об увеличении размера спецгоспособий участникам и инвалидам войны в Афганистане. В результате более 19 тысяч воинов-афганцев и членов их семей получат финансовую поддержку от государства.

Кроме того, требует решения проблема 60 малых городов, где проживает около 12 процентов казахстанцев. По мнению Х. Амергужина, благоприятная экономическая ситуация позволяет предусмотреть господдержку, в том числе путем финансирования инвестиционных проектов, направленных на развитие промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса, инфраструктуры и социальной сферы.

Сотрудники оперативно-розыскных подразделений, по словам депутата Бакыт Купеновой, также нуждаются в финансовой помощи. В деле предупреждения и раскрытия преступлений они играют немаловажную роль. За последние шесть лет объем оперативных мероприятий, проводимых спецслужбами при раскрытии преступлений, возрос более чем в полтора раза, отметила Б. Купенова. При этом ни технической, ни кадровой помощи службам не предоставлялось. Б. Купенова предложила внести в проект бюджета дополнительные ассигнования по программе "Оперативно-розыскная деятельность" в сумме 80,5 млн. тенге.

На сегодняшний день проблемой остается и обеспечение судей служебным жильем, считает мажилисмен Зейнула Макашев. Однако этот вопрос в рамках бюджетных программ будущего года остался нерешенным. В соответствии с Конституционным законом РК "О судебной системе и статусе судей" судье и членам его семьи жилье должно предоставляться во внеочередном порядке из государственного жилищного фонда. Сегодня 17,8 процента от общей численности судей нуждаются в квартирах. Для этого потребуется 400 млн. тенге, которые депутат попросил предусмотреть в проекте бюджета.

Народные избранники привели немало доказательств того, что дополнительные бюджетные средства все же можно изыскать. В своих выступлениях они обратили, к примеру, внимание на нецелевое использование финансов и предложили Правительству усилить контроль за расходованием выделенных ассигнований.

После окончания дебатов перед депутатами Парламента выступил Премьер-Министр Имангали Тасмагамбетов.

Проект бюджета, отметил он, всегда вызывает большой интерес и обсуждается весьма бурно. Не стало исключением и нынешнее рассмотрение главного финансового документа. При этом содержание всех высказанных мнений, считает глава Правительства, можно сформулировать в виде крупных обобщающих вопросов. Во-первых, насколько макроэкономическая база проекта бюджета соответствует реалиям социально-экономического развития страны? Во-вторых, отвечает ли принятая методика межбюджетных отношений интересам страны и регионов? В-третьих, каково влияние нынешнего бюджета на развитие государства? В-четвертых, в полной ли мере проект бюджета обеспечивает развитие социальных программ? И какова зависимость их реализации от роста экономики в целом? И, наконец, насколько сбалансирован и устойчив рассматриваемый проект и как его исполнение будет зависеть от внешних факторов? Это концептуальные вопросы. Только поняв суть каждого из них, считает И. Тасмагамбетов, можно комплексно ответить на главный: соответствует ли проект рассматриваемого бюджета духу времени и нынешним возможностям экономики страны и реально ли его исполнение?

Рост экономики в 2003 году запланирован на уровне 6 процентов. Много это или мало?

С одной стороны, отметил Премьер-Министр, данная цифра может показаться заниженной, особенно на фоне показателей прироста ВВП прошлого года - 13,5 процента и текущего года - свыше 9. С другой стороны, не стоит забывать о прогрессирующем "эффекте высокой базы", которая объективно понижает динамику показателей. Кроме того, мировой опыт свидетельствует, что высокий уровень роста соответствует 3-5 %. Нелишним будет сказать, добавил И. Тасмагамбетов, что темп, определенный на 2003 год, является одним из самых высоких среди стран бывшего СССР и Восточной Европы.

Говоря об экономических показателях, важно помнить, что в Казахстане сложилась особая структура экономики с преобладанием сырьевой направленности и, как следствие, - зависимость от мировой конъюнктуры цен. Игнорировать это - значит обманывать себя, заявил Премьер-Министр. Ситуацию нужно менять. И этот процесс идет. В частности, утверждена Государственная агропродовольственная программа, основы реализации которой заложены уже в этом бюджете. На очереди Земельный кодекс. В стадии разработки находится концепция индустриальной политики, направленной на развитие производства более высокотехнологичных и конкурентоспособных товаров, а также подъем потребительского рынка.

Но эффект от такой работы, конечно, не будет достигнут моментально. А пока нужно принимать в расчет, что основной статьей дохода при формировании бюджета все еще остаются поступления от сырьевых отраслей, и в первую очередь от нефтегазового сектора.

В ходе совместного заседания палат парламентарии высказывали мнение, что 19 долларов США за баррель нефти являются заниженным базовым показателем. На этот счет И. Тасмагамбетов заметил, что нельзя забывать о структуре качества казахстанской нефти и потребностях внутреннего рынка, куда нефть поступает по цене на 40 процентов ниже мировых. Кроме того, цены на нефть подвержены резким колебаниям - только за прошедший месяц мировая цена на баррель упала на 3 доллара. Огромное влияние на конъюнктуру оказывает и политический фактор. Так что более высокую цену в бюджете закладывать было бы очень рискованно.

Остановился Премьер-Министр в своем выступлении и на деятельности Национального фонда, отметив, в частности, что его средства нельзя бездумно тратить, ибо они являются гарантом экономической безопасности государства, а кроме того, работают на повышение рейтинга страны.

Что касается инфляции, то Правительство и Нацбанк намерены продолжать эффективную денежно-кредитную политику на основе постепенного снижения траектории индексов цен. В прошлом году прирост потребительских цен составил 6,4 %, в этом году ожидается на уровне 6. На 2003 год планируемая среднегодовая инфляция составит 5,9 %. Этот показатель, подчеркнул Премьер-Министр, запланирован исходя из того, что резкие изменения темпов инфляции в сторону повышения или, наоборот, понижения подрывают процессы постепенной стабилизации внутренних цен. Если темпы инфляции будут ниже планируемого показателя, то это неминуемо отразится на конкурентоспособности отечественных производств. Повышение же уровня инфляции повлечет рост потребительских цен и негативно отразится на благосостоянии населения.

Принятые за основу базовые цифры, считает И. Тасмагамбетов, являются оптимальными, позволяющими добиться сбалансированности бюджета.

Говоря о межбюджетных отношениях, он отметил, что Казахстан является унитарным государством и никакой речи о бюджетном федерализме идти не может. На данном этапе межбюджетные отношения построены таким образом, что основные виды налогов, такие как корпоративный налог, аккумулируются и распределяются через республиканский бюджет. Этот принцип нужно сохранить и в будущем году, иначе в условиях, когда нет четкого консенсуса в полярных мнениях по полномочиям регионов и центра, государство столкнется с опасностью перехода из плоскости межбюджетных отношений на поле постоянных межбюджетных разногласий.

Очень важный вопрос этой сферы касается ответственности и эффективного исполнения взаимных обязательств со стороны различных уровней власти.

Именно поэтому, сказал глава Правительства, по поручению Президента создана Государственная комиссия по разграничению полномочий уровней госуправления и совершенствования межбюджетных отношений. Уже разработано несколько схем межбюджетных взаимоотношений. Теперь нужно выбрать наиболее оптимальную из них.

Подчеркнул он и важность соблюдения финансовой дисциплины, а также то, что в проект обсуждаемого бюджета попали только те программы, которые имеют проектно-сметную документацию и прошли экспертизу. Причем не только на экономическую обоснованность, но и на наличие эффективного механизма их исполнения. Поэтому, поднимая вопрос о включении новых инвестиционных проектов, нужно прежде всего задумываться, что, кроме наличия экономической оценки, они должны соответствовать приоритетным целям развития государства.

Рассматривая бюджет с точки зрения стимулирующего фактора развития экономики, Премьер-Министр отметил, что на данном этапе бюджетные инвестиции должны работать преимущественно на развитие системообразующей инфраструктуры - железные и автомобильные дороги, авиацию, водные и телекоммуникации, электрические сети, социальную инфраструктуру. Это даст импульс развитию существующих и новых производств, повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции и, как следствие, простимулирует привлечение частных инвестиций, обеспечит стабильный экономический рост страны.

Кроме того, бюджетом предусмотрено выделение значительных средств на развитие перерабатывающих отраслей и агропромышленного комплекса. Это обусловлено тем, что рост государственных инвестиций в определенную сферу экономики как минимум вдвое повышает общую инвестиционную привлекательность; каждый процент прироста инвестиций в основной капитал обеспечивает в перспективе полпроцента роста всей промышленности; один процент прироста в аграрном секторе дает от 2 до 5 % роста в сельхозперерабатывающей отрасли.

В качестве примера И. Тасмагамбетов привел строительство железной дороги от Алтынсарино до Хромтау. Соединив западную и северную части страны, Казахстан не только избавится от дорогостоящего транзита через территорию России, но и реально обеспечит конкурентоспособность своих товаров.

У каждого бюджета - своя задача, сказал Премьер-Министр. Если бюджеты 1998-2000 годов были бюджетами выживания, то нынешний можно определить как бюджет созидания. Его главная особенность - социальная направленность. В проекте заложено увеличение расходов на здравоохранение, образование и другие социальные секторы более чем на треть, что объясняется возросшими возможностями государства. Очень важным является увеличение размеров зарплаты, пенсий, пособий и других выплат. А какой огромный шаг на пути возврата доверия населения к финансовым институтам делает государство, компенсируя практически потерянные вклады населения в бывшем Сбербанке СССР!

При этом, как считает глава Правительства, вопросы значительного увеличения расходов по тем или иным статьям бюджета должны быть взвешенными. Мы за повышение уровня заработной платы и пенсий, сказал он, но мы "в плену" ограниченных финансовых ресурсов. И будет безответственно декларировать то, что заведомо невыполнимо.

Что касается замечаний по поводу соотношения роста социальных расходов к росту ВВП, то Имангали Тасмагамбетов призвал депутатов быть в этом вопросе объективными и принципиальными до конца, подчеркнув, в частности, что рост ВВП на 2003 год прогнозируется на уровне 6 процентов. Темпы же роста расходов на образование и здравоохранение перекрывают его в 5-6 раз. На первый план выходит развитие социальной инфраструктуры, в особенности сельской. Прежде всего это касается строительства школ, пунктов оказания медпомощи, решения проблем водоснабжения и многих других вопросов. Ведь все эти проблемы как раз и поднимали депутаты в своих запросах Правительству, и их было решено учесть при составлении бюджета максимально.

Затронул в своем выступлении Премьер-Министр и вопросы, касающиеся сбалансированности, устойчивости и дефицита бюджета. Работая над проектом, отметил он, Правительство четко придерживалось установки Главы государства по минимизации дефицита бюджета.

В настоящее время заканчиваются льготные периоды, предоставленные международными финансовыми организациями и иностранными государствами по ранее привлеченным внешним займам. Кроме того, на 2004 и 2007 год приходится пик выплат долгов, связанных с погашением еврооблигаций.

Как будет гаситься эта задолженность? Из каких средств и резервов?

Мы понимаем, сказал И. Тасмагамбетов, что это необходимо учитывать уже сегодня. Кстати, в октябре, отметил он, досрочно осуществлено погашение суверенных еврооблигаций в сумме 350 млн. долларов США.

Внешний долг - это дополнительная нагрузка на государственный бюджет. Если увеличить дефицит бюджета сегодня, то общество будет лишено перспектив полноценного социального развития в будущем. А повышение уровня зарплаты путем наращивания внешнего долга не станет выходом из положения. Более того, это приведет к проеданию средств, считает Премьер-Министр. Именно поэтому бюджетная политика направлена на последовательное сокращение дефицита бюджета при увеличении его доходной части. И это является стратегией государства в достижении устойчивости и сбалансированности главного финансового документа страны.

По словам И. Тасмагамбетова, даже после согласования и утверждения проекта бюджета Правительство не прекращало уточнять и сверять некоторые его показатели, статьи доходов и расходов. Еще раз взвесив все "за" и "против", было принято решение, соответствующее предложениям бюджетного комитета Мажилиса. Оно состоит в увеличении доходной части бюджета еще на 10 млрд. тенге за счет усиления налогового администрирования и, соответственно, дополнительных поступлений от корпоративного подоходного налога и НДС.

Охарактеризовав дебаты как конструктивные, Премьер-Министр заметил, что состоявшийся разговор вселяет уверенность в возможности эффективного распоряжения финансовыми ресурсами. А от этого во многом зависит развитие страны, ведь бюджет становится ядром экономической политики государства на целый год. Со своей стороны, добавил он, мы старались обеспечить предельную комплексность, реалистичность и перспективную направленность основного финансового документа.

Глава Правительства также поблагодарил депутатов за активную работу в составе Республиканской бюджетной комиссии, что позволило принять бюджет уже в ноябре. "С этим бюджетом, - подчеркнул Имангали Тасмагамбетов, - мы начинаем реализовывать социальные ожидания общества. Тем самым будет создан мощный социальный капитал, основанный на доверии граждан к государству. Поэтому с полным основанием можно сказать, что бюджет 2003 года - это бюджет социального доверия".

…После выступления Премьер-Министра с соблюдением необходимых процедур состоялось голосование, в результате которого проект бюджета 2003 года был принят в первом чтении. Из числа депутатов Парламента и членов Правительства образована совместная комиссия, которая рассмотрит все депутатские поправки и доложит о принятых решениях на очередном совместном заседании палат, которое состоится 29 ноября.

Не откладывая в долгий ящик, члены комиссии приступили к работе уже вчера. Ее председатель - депутат Мажилиса Куаныш Алпысбеков на брифинге рассказал журналистам о ходе процесса. По его словам, график работы комиссии уже согласован и сейчас ее члены занимаются уточнением некоторых позиций расходной части проекта бюджета. Народные избранники предлагают уменьшить ряд статей расходов, перераспределить выявленные резервные средства в рамках бюджетных программ.

- Работа идет напряженно,- сообщил К. Алпысбеков. - Практически по каждой позиции дополнительно приглашаем руководителей министерств и ведомств с тем, чтобы все уточнения носили объективный характер.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
На совместном заседании палат Парламента проект бюджета-2003 принят во втором чтении 30.11.2002
ЗАОчные делишки 30.11.2002
Как русская мафия процветает в тени Кремля 30.11.2002
СП "Васильковское золото" планирует подписание контрактов с западными переработчиками 30.11.2002
Мы строили, строили и, наконец, построили. Ура нам! 30.11.2002
Бюджет социального доверия 29.11.2002
Признание облегчает наказание 29.11.2002
"Metromedia" призналась, что ее сотрудники нарушали закон в странах СНГ 29.11.2002
"Эксимбанк" отдали Какимжанову 28.11.2002
Что наша жизнь? Труба! 28.11.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz