Адиль ДЖАЛИЛОВ, "Панорама", 6 декабря
Процедура принятия бюджета на 2003 год даже заядлых оптимистов поразила своей скоростью. Депутатам обеих палат понадобилось лишь два чтения в течение пяти дней. Впервые в истории РК основной финансовый документ страны был принят так рано - за месяц до Нового года. При этом нельзя сказать, что парламентарии не были критически настроенными и придирчивыми (их явно "стимулировали" телекамеры, и особенно прямой эфир). Одна только покупка органа (правда, стоимостью около $2 млн) для музакадемии обсуждалась чуть ли не целый час. После долгих дебатов и анекдота о консерватории и консервах в исполнении Премьера культурные устремления депутатов взяли верх, и они дали добро на приобретение инструмента и финансирование фильма "Кочевники".
Во многом быстрое принятие бюджета можно объяснить активностью правительства. Стоит отметить прежде всего министра экономики и бюджетного планирования Кайрата Келимбетова, который начал работать с депутатами над бюджетом (в рамках всех соответствующих комитетов) задолго до его обсуждения на пленарном заседании. Выдержал прессинг и министр финансов Зейнулла Какимжанов, четко разъяснивший порой агрессивно настроенным депутатам многие статьи в бюджете, в частности причину выкупа государством долей в "Эйр Казахстан" и "Эйр Астана". Нельзя также не отметить работу согласительной комиссии под руководством Куаныша Алпысбекова. Комиссия явно работала "до упора", в связи с чем открытие заседания даже было перенесено на час позже. Г-н Алпысбеков, доложив коллегам об итогах работы, в течение нескольких часов затем стоял за трибуной и объяснял большую часть спорных позиций.
Впрочем, подозрения, высказанные депутатами в адрес Кабмина, нельзя назвать категоричными. Скорее, во время обсуждения преобладал имиджмэйкинг в сослагательном ракурсе типа "а что если мы, принимая бюджет, лоббируем интересы." и пр. Однако до прямых обвинений не дошло. Так, мажилисмен Ерасыл АБЫЛКАСЫМОВ едко поинтересовался, не распродают ли за рубежом госсекреты чиновники, выезжая в дальнее зарубежье преимущественно за счет принимающей стороны.
Были также высказаны сомнения насчет "лобби интересов Казкоммерцбанка за счет бюджета посредством выкупа доли национального авиаперевозчика". Однако г-н Какимжанов объяснил увеличение госдоли возросшими требованиями авиаотрасли. Эта статья сначала вызывала резкое недовольство, особенно у Алимпиады Черкашиной, но после выступления министра вопросов не осталось, и более Т2 млрд из бюджета пойдет на выкуп акций "Эйр Казахстан" у ККБ.
Разумеется, много было предложений на социальную тему. Уже в процессе работы согласительной комиссии, как известно, были "найдены" Т4 млрд на расходы. При этом с трудом верится, что правительство не предполагало таких "находок" в процессе работы. Особенно если учесть, что в итоге расходную часть депутатам "удалось" увеличить на Т15,59 млрд (то есть "резерв" правительства в этом году практически в три раза превысил прошлогодние Т5 млрд). Эти деньги были сэкономлены на расходах на обслуживание госдолга, на покупку имущества стратегического назначения, на изготовление водительских удостоверений и номерных знаков и т. д. При этом г-н Алпысбеков отметил, что при распределении этих средств комиссия старалась учитывать все 300 депутатских предложений (в общем на более Т100 млрд), но региональные проблемы, в отличие от общенациональных, не были приоритетными. Решение многих из них было перенесено на 2004 год. Исключениями стали два больших региональных проекта - строительство очистных сооружений в Усть-Каменогорске и Семипалатинске, получивших бюджетные деньги. Более половины обнаруженного - Т8 млрд - пошло на социальную сферу, часть денег - на ремонт.
Кстати, интересно, что второе, нетранслируемое в эфире чтение прошло намного быстрее. Уже в обед в кулуарах было видно, что никто - ни министры, ни депутаты не настроены растягивать обсуждение на несколько дней.
В результате подуставшие, но довольные собой законодатели одобрили проект бюджета, предполагающий расходы в размере Т714,4 млрд (17,2% ВВП) и доходы - Т631,6 млрд (15,2% ВВП). Таким образом, дефицит бюджета следующего года составил 2% ВВП (Т82,8 млрд). Дефицит будет покрываться за счет приватизации (0,5% ВВП), внутреннего и внешнего заимствования (1,5% ВВП).
В целом в следующем году, согласно планам правительства, рост ВВП составит 6%, что меньше, судя по всему, чем в нынешнем, на 2,5-3%. В номинальном выражении ВВП составит Т4,142 трлн. Инфляция останется примерно на уровне этого года - 5,9%, Индекс потребительских цен в среднем за 2003 год прогнозируется на уровне не более 105,9%.
Бюджет рассчитан с учетом снижения среднегодовой цены на нефть с $23 до $19 за баррель индикативного сорта Brent. Экспортная цена казахстанской нефти в 2003 году предполагается в размере $15,6 за баррель. При этом среднегодовой курс тенге, по оценкам правительства и Нацбанка, составит Т161/$1.
Оценивая работу над бюджетом-2003, Премьер-Министр Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ традиционно поблагодарил депутатов, отметив продуктивную работу обеих сторон, "высокий профессионализм депутатского корпуса", и особенно согласительную комиссию, сумевшую найти компромисс. Глава Кабмина, еще недавно недоумевавший по поводу столь легкого оперирования депутатами сотнями миллиардов, подчеркнул социальную ориентированность принятого бюджета. Как известно, расходы на село здесь на фоне 2002 года увеличены на 54,7%, на здравоохранение - на 41,8%, на образование - на 38,5%.
Законопроект направлен на подпись главе государства. |