Алексей СИМОНЕНКО, "Панорама", 27 декабря
Опыт реформирования железнодорожной отрасли, наработанный в Казахстане за последние годы, привлекает внимание экспертов в сфере транспорта в различных странах постсоветского пространства, в том числе и в России, Украине, Белоруссии, то есть в республиках с очень развитой железнодорожной отраслью. При этом в самом Казахстане, как известно, однозначных оценок уже проделанных реформ и еще предстоящих до сих пор нет.
Ретроспективный взгляд на проблему показывает, что момент, когда они были начаты, стал для отрасли действительно критическим. В первой половине 90-х казахстанская железная дорога оказалась близка к экономическому и производственному краху. Проблемы были те же, что и во многих других отраслях транспорта и всей экономики, - в виде долгов, неплатежей, износа основных фондов, особенно подвижного состава. Но, в отличие от других отраслей, здесь этот клубок проблем ощущался более остро и из-за концентрации на относительно небольшой в экономическом и территориальном отношении площади, и из-за особой запущенности всех этих проблем.
Учитывая особую экономическую и социальную значимость железной дороги в специфических условиях Казахстана с его огромной территорией, слабо связанной другими видами транспорта, с высокой зависимостью всей экономики от экспорта, многие товарные позиции которого перевозились только по рельсам, повышение тарифов на перевозки, объективно необходимое в силу высокой инфляции, сдерживалось через рычаги льгот для различных грузоотправителей. В таких условиях одна из наиболее развитых в СНГ железных дорог оказалась на грани банкротства.
Реанимация отрасли началась в 1997 году с создания единого РГП "Казахстан темир жолы", в которое были объединены три региональные железные дороги. В экономическом плане это выражалось в ряде убедительных цифр, например в налоговых платежах РГП "КТЖ", которые составили двенадцатую часть бюджетных поступлений в стране. По этому показателю железная дорога стала одной из ведущих в стране компаний. Внутри самой компании также происходили изменения: была погашена задолженность по зарплатам, шла ликвидация непрофильных активов, сохранявшихся с советской поры.
На перелом ситуации в других вопросах времени ушло больше. Так, в течение длительного периода продолжали расти долги компании, что объяснялось общим состоянием экономики страны. Установление контроля за расходами, консолидация доходов дали результат и в этом вопросе - три года назад доходы РГП "КТЖ" начали расти. Не в последнюю очередь это стало результатом реформирования структуры подразделений железной дороги, что сделало прозрачными их доходы.
Убедительно выглядит и такая статистика: грузооборот "Казахстан темир жолы" за 2000-2001 годы увеличился почти на 30%, вчетверо снизилось число несчастных случаев и повреждений груза при транспортировке (с 1640 в 1999 году до 390 в 2001-м), впервые за последние десять лет выведен позитивный коэффициент производительности труда. Особенно успешно реформирование железной дороги пошло с середины 2000 года, когда было построено несколько ремонтных заводов, было оптимизировано расписание движения междугородных поездов, появились и новые маршруты. Важным решением был давно требовавшийся отказ отрасли от многочисленных непрофильных учреждений социального плана. Наиболее объективным подтверждением успешности реформ стало инвестирование в отрасль: в 2000 году объем инвестиций составил $118 млн.
Перед отраслью продолжает стоять ряд серьезных проблем. Одна из важнейших - это размер тарифов на грузовые перевозки, которые по-прежнему одни из самых низких в мире, и их рост сдерживается административным решением. Известно, что тем самым субсидируется промышленность, но действующие цены не покрывают расходов железной дороги. Однако при всем том прибыли компании растут, а планы развития ее реализуются: в 2003 году компании будет предоставлен банковский кредит в $20 млн. Он будет использован на дальнейшее развитие внутренней производственной структуры.
Но основной факт, подтверждающий эффективность выбранной модели реформирования, таков: в 2002 году впервые за последние 10 лет финансовая отчетность компании выглядит так успешно - из $1 млрд оборотных средств 200 млн составила чистая прибыль. По словам руководства "КТЖ", за последние годы стоимость активов компании возросла значительно: например, президент компании Ерлан Атамкулов в одном из недавних интервью сказал о цифре в "восемь - восемь с половиной миллиардов долларов. "Поэтому сегодня мы - самая большая национальная компания в Казахстане. В финансовом отношении мы уже очень прилично стоим на ногах и в перспективе особых проблем не видим. А по финансовым показателям - и вовсе на первом месте в СНГ". |