Андрей ВОРОТЫНСКИЙ, "Караван", 3 января
Министерство транспорта и коммуникаций подготовило проект Правил выполнения чартерных рейсов, который шокировал отечественных авиаторов. По их мнению, документ явно лоббирует интересы авиакомпании "Эйр Казахстан". И это несмотря на то что "Эйр Казахстан" остается убыточной даже после того, как в результате проведенных тендеров компания стала монополистом по всем воздушным направлениям.
Теперь, если правительство одобрит эти Правила, беспокоятся эксперты, авиационная отрасль страны имеет все шансы на вымирание уже к концу наступившего года. Частные авиакомпании, даже имеющие исправный парк самолетов и профессиональных авиаторов, будут разорены.
Напомним, что тендер на выполнение регулярных и международных авиамаршрутов, победителем которого стала "Эйр Казахстан", прошел четыре месяца назад. За это время клиенты "авиакомпании номер один" не раз имели возможность испытать на себе все "прелести" сервиса национального перевозчика. Особенно не повезло тем, кто собрался в дорогу под Новый год: задержки рейсов были практически по всем воздушным направлениям. Так, чтобы попасть из Атырау в Стамбул или Москву, пассажирам пришлось по 12 часов сидеть в аэропорту. И все из-за того, что потрепанные судна национального перевозчика базируются в Алматы, а не в Атырау, как должно быть по логике вещей. А один из самолетов "Эйр Казахстан" - "Боинг-737" - накануне праздника совершил аварийную посадку в Алматы после того, как салон заполнил дым. К счастью, пассажиры отделались легким испугом…
Представители частных авиакомпаний, оставшиеся не у дел, еще в конце прошлого года обратились в суд города Астаны и Генеральную прокуратуру РК с требованием признать недействительными итоги тендера. Генеральная прокуратура, рассмотрев письмо авиаторов, пришла к мнению: все изложенные факты нашли подтверждение, "в связи с чем в адрес правительства Республики Казахстан 12 ноября было внесено представление об устранении нарушений закона".
Из компетентных источников нам стало известно: несмотря на явные нарушения в деятельности тендерной комиссии и многочисленные проколы в работе "Эйр Казахстан", городской суд Астаны вынес решение не в пользу частных авиакомпаний. Пока непродуманный и лишенный здравого смысла вердикт держится в тайне. Видимо, свою роль сыграл последний инцидент с "Боингом"… |