NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 22:08 ast
20:08 msk

Прибалты проворонили российскую нефть
В странах Балтии позже, чем в других постсоветских республиках, стали отделять бизнес от политики...
11.01.2003 / экономика

Иван ПОЛЯНСКИЙ, Утро.Ру, 10 января

Не секрет, что экономическое благополучие маленьких, но гордых прибалтийских республик после освобождения от "оккупации" в значительной мере строилось на доходах от транзита экспортируемого бывшей империей сырья и в первую очередь нефти. Доходы эти оцениваются в общей сложности в $2 млрд. в год. Однако теперь, похоже, такой лафе приходит конец. После того как в декабре 2001 года вошла в строй первая очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС) с терминалом в Приморске, нефтяной транзит через Прибалтику, составлявший ежегодно 35-38 млн. тонн, уже сократился в прошедшем году до немногим более 29 млн. тонн. Между тем с запланированным на декабрь нынешнего года пуском второй очереди БТС пропускная способность терминала в Приморске возрастет с 12 до 18 млн. тонн нефти в год, а в перспективе ее предполагается довести до 30 млн. тонн. И это еще не все - существуют (в разной стадии реализации) и другие проекты по развитию портовых мощностей в Ленинградской области. Так, в этом году должен заработать порт в Усть-Луге, через который ежегодно будет проходить 5,5 млн. тонн нефти и нефтепродуктов и 8 млн. тонн угля. Строится нефтяной терминал в бухте Батарейная мощностью в 12 млн. тонн. На 10 млн. тонн нефти рассчитан терминал в Высоцке, к строительству которого приступил "ЛУКОЙЛ" (правда, в минувшем декабре Минприроды РФ приостановило стройку по причине каких-то нарушений при оформлении землеотвода, но, надо думать, сие будет улажено).

В совокупности новые портовые мощности с лихвой покрывают не только существующие, но и прогнозируемые на перспективу транспортные потребности по экспорту российской (а частично и казахстанской) нефти в северо-западном направлении. Появляется принципиальная возможность вообще отказаться от прибалтийских услуг по нефтяному транзиту. Тем не менее, нефтяной поток через страны Балтии, по всей вероятности, полностью не иссякнет - тому есть ряд причин: долгосрочные обязательства компании "ЮКОС" перед Литвой, технические факторы (к примеру, в зимний период в Финском заливе в отличие от незамерзающего Вентспилса приходится использовать ледоколы), изменчивость коммерческой конъюнктуры и т.п. Однако почти наверняка этот поток обмелеет вскорости до очень небольшого ручейка. Кстати, переориентации экспортеров на российские порты будет способствовать и такое обстоятельство как предстоящее вступление Эстонии, Латвии и Литвы в Евросоюз. Дело в том, что большинство их портов действует пока в режиме свободных экономических зон, а в ЕС это исключается. Соответственно, издержки грузоотправителей в итоге возрастут.

Страх лишиться транзитных доходов заставляет прибалтов предпринимать лихорадочные усилия сразу по нескольким направлениям. Первым делом, это попытки помешать реализации российских планов - дескать, строительство новых портов на Балтике, да еще этими безответственными русскими, таит в себе чудовищную экологическую угрозу. Правда, главным запевалой в хоре борцов за чистоту балтийских вод выступают не прибалты, а финны, тоже охочие до российского транзита. Финляндия даже инициировала независимую международную экспертизу терминала в Приморске, но здесь вышла промашка: мало того, что эксперты подтвердили высокую степень экологической безопасности терминала, так еще и поставили российский порт в пример финскому Порво. В отместку обиженные финны провели закулисные маневры в ЕБРР, в результате чего банк отказал "Транснефти" (оператору проекта БТС) в кредите на сумму 280 млн. евро.

В условиях обостряющейся конкуренции за российский транзит прибалтийские порты стараются завлечь грузоотправителей снижением тарифов и прочими "пряниками". Инструментом в этой конкурентной борьбе служит также привлечение российских нефтяников к участию в собственности и управлении портовыми комплексами. А ведь еще недавно при приватизации таких комплексов россиян не пускали даже на порог. Вспомним, например, как в 1995 году российские компании получили от ворот поворот при приватизации "Ventspils Nafta" или как долго "ЛУКОЙЛ" добивался, но так и не добился участия в управлении "Mazeikiu Nafta". Однако времена меняются. И вот уже "ЮКОС" приобретает в прошлом году контрольный пакет акций литовского концерна (кроме Мажейкяйского нефтеперерабатывающего комбината концерну принадлежит нефтеналивной терминал в Бутинге и Биржайский нефтепровод). Правое правительство Литвы отдало "Mazeikiu Nafta" под контроль американской Williams International Company (WIC), под руководством которой предприятие несло сплошные убытки ($115 млн. за 2000-2001 гг.). В конце концов WIC решила выйти из проекта, а правительство Бразаускаса было вынуждено согласиться на передачу стратегического для республики предприятия под контроль "ЮКОСа". При этом российская компания пообещала не только снабжать нефтью Мажейкяйский комбинат, но и обеспечить загрузку терминала в Бутинге. Кстати, Бутинга - единственный прибалтийский порт, который в 2002 году увеличил перевалку сырой нефти (грузооборот возрос еще в Таллинне, но через эстонский порт переправляются главным образом нефтепродукты, доставляемые туда железнодорожным путем).

По всей видимости, по аналогичной методе - создание благоприятных условий для российских инвесторов в обмен на гарантии транзитных поставок - будут действовать в Латвии и Эстонии. Так, уже делаются различные пассы, чтобы заманить российские компании участвовать в новом этапе приватизации "Ventspils Nafta". Собственно говоря, ничего другого латышам не остается: Вентспилс наиболее уязвим перед лицом интенсивного строительства новых терминалов в Финском заливе и более других прибалтийских портов пострадал от введения в эксплуатацию первой очереди БТС - объемы перевалки нефти через латвийский порт упали в 2002 году почти на 36%. А на I квартал текущего года комиссия правительства РФ по магистральным трубопроводам вообще не включила Вентспилс в перечень направлений транспортировки нефти, зато под завязку загрузила Приморск (как того и добивалась "Транснефть").

Вообще, резонен вопрос: не поздно ли прибалты спохватились? Суетиться надо было в середине 90-х годов, а не тогда, когда новые инвестиции в порты Прибалтики по существу утратили актуальность для российских нефтяных компаний. Это раньше нашим нефтяникам позарез нужны были твердые гарантии предоставления транспортных мощностей и благоприятных условий транзита, а в сегодняшней ситуации уже сами прибалты жаждут гарантий загруженности своих портов и предлагают выгодные условия. Странно, что в странах Балтии позже, чем в других (объективно менее "продвинутых") постсоветских республиках, стали отделять бизнес от политики. Ведь доходило до абсурда: местные фирмы, контролирующие "Ventspils Nafta", фигурировали в числе главных спонсоров националистических партий. Делать на России деньги и вкладывать эти деньги в проекты свертывания связей с Россией - просто в голове не укладывается, но так было.

Исторические обиды прибалтов хорошо известны. Однако не менее известна русская поговорка про одно симпатичное существо, которое тоже долго дулось на источник своего питания...


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Кулибаев встретился с Миллером 31.01.2003
Задача № 1 31.01.2003
Казкоммерц шагает впереди 31.01.2003
Магнитку готовят к продаже 31.01.2003
Министр энергетики выступил в Парламенте 30.01.2003
О Казахстане должен знать весь мир 30.01.2003
В Алматы начала работу Центрально-Азиатская конференция по вопросам создания в Казахстане кредитного бюро 30.01.2003
Возвращение патриарха 30.01.2003
На совещании у премьер-министра РК обсуждены вопросы реализации газового проекта на месторождении Карачаганак 30.01.2003
Каспий снова делят 30.01.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz