Юлия Бушуева, Александр Беккер, "Ведомости", 13 января
Премьер-министр одной фразой разрушил мечты нефтяников о частных трубопроводах, на которые они собирались потратить миллиарды долларов. Михаил Касьянов напомнил, что все новые нефте- и газопроводы в России должны принадлежать государству. А частным инвесторам предлагается лишь льготный транспортный тариф.
До сих пор почти все магистральные нефтепроводы в России принадлежали "Транснефти", а газопроводы - "Газпрому". Исключением стала лишь труба Каспийского трубопроводного консорциума, построенная на деньги иностранных и российских частных компаний для доставки казахского сырья в порт Новороссийск. Но у наших нефтяников есть еще несколько проектов, разрушающих монополию государства на экспорт нефти и газа.
Уже четыре года "ЮКОС" ведет переговоры о строительстве магистрали Ангарск - Дацин, которая позволит к 2030 г. поставлять в Китай до 30 млн т нефти. Проект оценивается в $1,7 млрд, и "ЮКОС" уже договорился с китайской госкомпанией CNPC о гарантиях закупки нефти и кредите для строительства российского участка трубы. При этом доля российской компании в проекте должна составить как минимум 51%.
Другой частный проект - строительство нефтепровода из Западной Сибири в Мурманск - предназначен для поставки российской нефти в США. Его инициаторами стали четыре компании - "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", Тюменская нефтяная компания (ТНК) и "Сибнефть", а недавно к консорциуму решил присоединиться "Сургутнефтегаз". Нефтяники готовы потратить $3,4 - 4,5 млрд на новую трубу мощностью до 80 млн т нефти.
А компания "РУСИА Петролеум", крупнейшими акционерами которой являются англо-американская BP, ТНК и "Интеррос", давно вынашивает планы постройки газопровода от Ковыктинского газового месторождения в Китай. Стоимость этого проекта - $2 - 3 млрд.
Но в минувшую пятницу премьер-министр Михаил Касьянов напомнил замечтавшимся олигархам, что трубопроводы должны принадлежать государству. На совещании по поводу строительства экспортной трубы в Мурманск премьер, по рассказам очевидцев, резко осадил инициаторов этого проекта. "Вы же понимаете, что по законодательству в России не может быть частного [магистрального] нефтепровода, - сказал он. - Я уже сказал об этом [председателю правления "ЮКОСа" Михаилу] Ходорковскому. Приведите проект в соответствие с правилами игры, тогда мы рассмотрим его на правительстве". При этом государство вовсе не отказывается от частных инвестиций в трубопроводный бизнес. "Эти вложения могут быть учтены при установлении для компаний тарифа на прокачку нефти, - пояснил Михаил Касьянов. - Дело в правильности расчетов, и они уже делаются".
Однако такая схема не вдохновила нефтяников. "Вы нас очень разочаровали", - заметил премьер-министру первый вице-президент "Сибнефти" Александр Корсик. А представитель другой крупной компании говорит, что нефтяники не станут вкладывать деньги в проект, контроль над которым останется у государства. "Пусть тогда "Транснефть" привлекает деньги на строительство трубопроводов. Посмотрим, как у нее это получится", - сказал он "Ведомостям". И лишь вице-президент "ЛУКОЙЛа" Анатолий Барков миролюбиво сказал: "Будем искать компромисс с "Транснефтью".
Но у транспортной монополии есть и свои способы получить деньги от нефтяников. "Будем привлекать кредиты, а потом возвращать их за счет транспортных тарифов, - говорит вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. - Мы и раньше никогда не строили трубопроводы на деньги нефтяных компаний". Григорьев не говорит, какие из новых экспортных маршрутов готова реализовать "Транснефть": "Решение об этом должно принять правительство. Что нам скажут, то мы и построим". Возможно, это будет транссибирский трубопровод до Находки, который на прошлой неделе обсуждался в рамках визита в Россию японского премьер-министра Дзюнитиро Коидзуми (подробнее см. статью на стр. А3).
"Конечно, решимость правительства оставить контроль государства над трубой - это неприятная новость для нефтяников. Но в ней есть и положительные стороны, - полагает аналитик "Тройки Диалог " Валерий Нестеров. - Пока роль "Транснефти" в частных трубопроводных проектах не была определена, их реализация постоянно откладывалась. Теперь строительство пойдет быстрее, что в итоге выгодно и нефтяным компаниям". |