РБК, 15 января
Сегодня в Афинах представители России, Болгарии и Греции могут подписать соглашение о строительстве нефтепровода Бургас-Александрополис, который позволит ежегодно прокачивать 35 млн тонн нефти из болгарского порта Бургас на Черном море в средиземноморский Александрополис. В проекте на паритетных началах участвуют Россия, Болгария и Греция. Протяженность трубопровода - 285 километров, оценочная стоимость - порядка 700 млн долларов, срок окупаемости - 7-10 лет. Пуск нефтепровода в строй позволит решить России сразу несколько стратегических задач - создать "независимый" от Турции маршрут экспорта нефти на южном направлении, упрочить позиции российских нефтяных компаний на рынках Восточной Европы, и, главное, обеспечить поставки сырья на американский рынок.
Необходимость в трубопроводе, который прошел бы в обход турецких проливов Босфор и Дарданеллы, стала очевидной с середины 90-х годов, когда Турция после крупной экологической катастрофы ввела ограничения на проход нефтеналивных танкеров через проливы, соединяющие Черное и Средиземное моря. Если взглянуть на карту, то выбор маршрута обходного трубопровода очевиден: Бургас-Александрополис - кратчайший путь для строительства нефтяной трубы.
Однако заинтересованные стороны не торопились приступать к реализации дорогостоящего проекта. Во-первых, российские компании не могли гарантировать достаточной прокачки нефти по нефтепроводу. Во-вторых, возить нефть танкерами через Босфор с экономической точки зрения определенно выгоднее - транспортировка нефти по маршруту Бургас-Александрополис значительно дороже, поскольку подразумевает троекратную перевалку нефти: из черноморских портов нефть грузится в танкеры, с танкеров переваливается на мощностях Бургасского порта, и далее в греческом Александрополисе опять же переваливается на танкеры. В-третьих, параллельно с "российским" проектом Бургас-Александрополис, на авансцену вышли альтернативные проекты нефтепроводов Бургас-Влеры (Болгария-Македония-Албания), Баку-Джейхан (Азербайджан-Турция) и Одесса-Броды-Гданьск (Украина-Польша), которые активно лоббировались американскими компаниями.
Однако по сравнению с серединой 90-х ситуация вокруг проливов существенно изменилась. Прежде всего, стала очевидной тенденция к увеличению грузопотока нефти и нефтепродуктов из стран бывшего СССР, направляемых через проливы в Средиземное море. Если в 2001 году через черноморские порты было перевалено 70 млн тонн нефти, то в этом году - порядка 93 млн тонн, а с учетом нефтепродуктов и все 110 млн тонн. В дальнейшем перевалка нефти будет только расти. В будущем году по трубе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) (Казахстан-Россия), планируется прокачать уже 20 млн тонн (вместо 12,5 млн в этом году). Кроме того, как сказал РБК аналитик UFG Александр Блохин, "в ближайшей перспективе Турция введет новые ограничения на проход нефтеналивных танкеров через проливы, чтобы стимулировать частные компании пользоваться услугами нефтепровода Баку-Джейхан".
Немаловажным является также то обстоятельство, что с определенного момента проект "Бургас-Александрополис" активно лоббировал "ЛУКОЙЛ", который недавно совместно с греческой Latsis Group приобрел 23,17% акций нефтяной компании Hellenic Petroleum (НР). НР принадлежат НПЗ Греции и Македонии с суммарным объемом переработки 13,3 млн тонн и, понятное дело, "ЛУКОЙЛу" выгодно перерабатывать на этих заводах собственную нефть. Более того, "ЛУКОЙЛ" вынашивает планы по дальнейшей экспансии в регионе, в частности, собирается купить нефтеперерабатывающие мощности в странах бывшей Югославии. Наличие трубы позволит российской компании перерабатывать свою нефть и постепенно вытеснять с восточноевропейских рынков основных конкурентов - австрийскую компанию OMV и венгерскую MOL.
Однако, как сообщили РБК в одной нефтяной компании, критическим фактором при подписании договора о строительство трубопровода, стали договоренности между президентами России Владимиром Путиным и США Джорджем Бушем о стратегических поставках российской нефти в США. Косвенно об этом свидетельствует активизация целого ряда российских проектов по строительству трубопроводов к экспортным глубоководным портам, ориентированным на поставки нефти в США на танкерах с дедвейтом до 250-300 тысяч тонн (проект "Бургас-Александрополис", проект частного нефтепровода "ЛУКОЙЛа", "ЮКОСа", "Сибнефти" и "ТНК" от западносибирских месторождений в Мурманский порт, проект "Дружба-Адрия").
Другими словами, если раньше Москва и Вашингтон поддерживали в регионе конкурирующие нефтяные проекты, теперь вектор их усилий направлен в одну сторону. Американская поддержка, вне всякого сомнения, сказывается и на отношении местных властей в странах Восточной и Центральной Европы к российскому бизнесу. Как сообщил РБК журналист одного из венгерских деловых изданий, "по слухам, США и Россия даже заключили секретную сделку, в рамках которой американцы дали Москве "зеленый свет" на экономическую экспансию в регионе". |