"Казахстанская правда", 17 января
Как сообщает Министерство финансов, в минувшем году на 106,1 процента выполнен план-прогноз поступления акцизных сборов. От производства подакцизных видов товаров в бюджет поступило 21 808,8 миллиона тенге, при том что планировалось получение 20 559,03 миллиона. Вот что рассказывает в этой связи директор департамента регулирования акцизов Министерства финансов Габит ТОЛКИМБАЕВ.
К подакцизным товарам относятся все виды спирта и алкогольная продукция, нефть и нефтепродукты, табачные изделия. Кроме того, икра осетровых и лососевых рыб, товары и услуги непроизводственного характера, а это ювелирные изделия из золота, серебра и платины, огнестрельное и газовое оружие. Под это же понятие подпадают игорный бизнес и лотерея. Для усиления контроля и пресечения нелегального оборота в области производства подакцизной продукции в 2002 году разработаны и приняты пять постановлений Правительства по ставкам акцизов и акцизным маркам. Кроме того, на рассмотрение в Мажилис внесено три законопроекта: о государственном регулировании производства и оборота некоторых видов нефтепродуктов, о производстве и обороте табачных изделий, о регулировании выпуска алкогольной продукции.
В общей сумме акцизных поступлений 6 593,8 миллиона тенге значится по этиловому спирту и алкогольной продукции, 11 789,5 миллиона - по нефтепродуктам, 3 425,4 миллиона тенге получено по услугам непроизводственного характера.
Прогноз поступления акцизов в 2003 году увеличен на 1 823,6 миллиона тенге. Рост планируется получить по водке и водкам особым. В связи с этим считаем необходимым пересмотр акцизных ставок на некоторые виды продукции (по мнению специалистов департамента, это отрицательно не повлияет на объемы производства) и усиление контроля за работой акцизных постов. Инспекторы акцизных постов (из числа работников налоговых комитетов) обязаны контролировать объемы производства и реализацию подакцизной продукции. В их компетенцию входит проверка наличия лицензии на производство и продажу алкогольной продукции, правильности маркировки и применения ставок акцизного сбора. Кроме того, в 2003 году местные исполнительные органы получают право выдачи лицензий на реализацию алкогольной продукции. Контроль за деятельностью оптовиков-реализаторов также будет производиться на местах.
Надо сказать, что в результате передачи в налоговые органы территориальных управлений упраздненного Комитета по госконтролю над производством и оборотом подакцизной продукции понизился контроль за деятельностью лицензиатов. Уже не отслеживается выполнение лицензионных норм и правил технологического процесса, нет должного надзора за соблюдением условий хранения и оборота алкогольной продукции. Слабо координируется деятельность правоохранительных и других органов при контроле над производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции. Поставленные перед налоговыми органами задачи сведены лишь к администрированию акцизов. Это может привести к потере достигнутых результатов. Думаю, что целенаправленная политика государственного регулирования, проверка технологии выработки водочной продукции, а также четкая координация действий центрального аппарата и его территориальных ведомств смогут пресечь нелегальный оборот, а к тому же не допустят бюджетных потерь. |