Александр СУХАНОВ, "Око", 17 января
В мировых нефтяных джунглях чрезвычайно важно и чрезвычайно трудно обрести надежного партнера, имеющего сходные интересы. Однако у Казахстана такой партнер есть - это Россия, которую, казалось, уже поспешили списать со счетов, причислив к обычным конкурентам. И это подтверждается рядом фактов и объективных тенденций.
Аналитики отмечают, что отношение российских нефтегазовых корпораций к зарубежным инвестициям резко меняется. Раньше вкладывать деньги за "бугор" считалось престижным и свидетельствовало о выходе на международный уровень. Теперь же российские нефтяники относятся к этому куда более сдержанно. И заграничные вложения уже порой называют утечкой нефтедолларов.
Много шуму в свое время наделало "открытие "Лукойлом" Америки". Россияне купили там сеть автозаправок "Getty" - за 73 миллиона "зеленых". Сейчас кроме сомнительного удовлетворения от обладания активами в США "Лукойл" мало что имеет. Годовой оборот "Getty" составляет около миллиарда долларов, однако чистой прибыли почти не остается. Некоторые зарубежные активы оказались и вовсе убыточными. Так, в июле 2001 года "Лукойл" закрыл румынский НПЗ "Petrotel". Затем руководство компании отказалось от планов расширения бизнеса в Латинской Америке и от покупки греческой компании "Hellenic Petroleum". А в конце октября вице-президент "Лукойла" объявил о том, что компания рассматривает предложение своего партнера - итальянской "Agip" - о выходе из совместных проектов в Азербайджане и Египте.
Аналогично поступают и другие нефтяные компании. Новое руководство "Славнефти" закрыло экзотические проекты в Судане и других странах третьего мира, как не сулящие большой выгоды. Неудачной признали покупку ЮКОСом литовского концерна "Mazeikiu Nafta".
На этом фоне вложения в казахстанские активы выглядят поистине лучом света в темном царстве. Тот же "Лукойл" считает достаточно успешной работу совместных предприятий с его участием, которые занимаются освоением месторождений Тенгиза и Карачаганака.
Некоторые эксперты заявляют, что "у России нет государственной политики по отношению к экспансии нефтяных компаний за пределами страны". Возможно, это так. Однако, по крайне мере, по отношению к Казахстану эта политика достаточно четко обозначена. Недавно торговый представитель Российской Федерации в РК Юрий Казаченко заявил, что российские нефтяные компании планируют расширять свое присутствие на казахстанском рынке. "Я думаю, что российские компании примут участие в тендерах, которые, очевидно, будут объявлены после разработки правительством РК программы освоения шельфа Каспия. Сейчас интерес к новым проектам, помимо уже имеющихся Курмангазы и Центрального, проявляют "Лукойл" и "Роснефть". Имеется соглашение с "Роснефтью" о создании СП по разработке Адаевского месторождения, у "Лукойла" есть амбиции увеличивать свое присутствие в республике. В начале 2002 года начала разведку Федоровского блока еще одна российская компания - "ЮКОС". Интересных проектов много, но вся беда в том, что российские компании поздно спохватились".
Помимо российских "нефтерублей", большое значение имеет наше сотрудничество в сфере транспортировки "черного золота". Если раньше Казахстан испытывал нехватку экспортных мощностей, то после ввода в строй трубопровода КТК, который связал месторождение Тенгиз с терминалом в Новороссийске, ситуация изменилась коренным образом. Казахстан на ближайшую перспективу полностью обеспечен трубопроводами. Кроме того, в канун Нового года по трассе КТК прошла партия нефти, добытой казахстанско-американским СП "Арман". Первый заместитель генерального директора КТК Сергей Гнатченко заявил, что подключение к транспортировке нефти второго клиента помимо "Тенгизшевройла" знаменует начало работы банка качества нефти.
Несмотря на нынешний переизбыток транспортных мощностей, рано или поздно станет вопрос новых экспортных маршрутов. Уже сейчас разгорается соперничество между нефтяными компаниями и даже государствами, которые лоббируют различные трубопроводные маршруты. Но наша республика, ставшая крупной нефтяной державой, теперь исходит, прежде всего, из прагматических соображений, нежели из политических пристрастий. И это совпадает с позицией России. Вновь сошлемся на слова торгового представителя РФ в РК Ю. Казаченко: "Вопрос транспортировки каспийской нефти на мировые рынки сильно политизирован. Но я считаю, что в выборе альтернативных трубопроводов во главе угла должна стоять экономическая обоснованность. Думаю, что гораздо больший интерес для Казахстана представляет иранское направление, которое экономически более выгодно, нежели Баку - Тбилиси - Джейхан".
Разумеется, российские и казахстанские интересы на нефтяном рынке не всегда совпадают, немало разногласий. Но они лишний раз доказывают, что наше партнерство имеет естественную, а не надуманную идеологически-показательную природу. |