Наталья АБСАЛЯМОВА, "Казахстанская правда", 21 января
На минувшей неделе сенаторы, обсудив законопроект "Об акционерных обществах", внесли в него ряд принципиальных поправок и направили на согласование в Мажилис. Основная задача документа - усовершенствовать деятельность АО на фондовом рынке, повысить прозрачность акционерных компаний, усилить защиту прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.
Представляя законопроект сенаторам, министр индустрии и торговли Мажит Есенбаев в первую очередь акцентировал внимание на необходимости укрупнения существующих в нашей стране акционерных компаний.
- Существование многочисленных неэффективных и непрозрачных АО с небольшим размером уставного капитала становится препятствием для устойчивого экономического роста нашей страны и привлечения инвестиций, - подчеркнул министр.
М. Есенбаев особо отметил необходимость привлечения в оборот акционерного капитала. Не секрет, что отечественные предприятия нефтегазового и горнодобывающего секторов с "быстрым" оборотом капиталов и гарантированной прибылью наиболее привлекательны для инвесторов. Между тем промышленный комплекс, основные фонды которого изношены примерно на 40-80 процентов, требует обновления. Для модернизации оборудования как раз и может быть использован крупный инвестиционный, в том числе акционерный капитал. В частности, речь идет о депозитах населения в банках второго уровня, составляющих, по оценкам министра, более полутора миллиардов долларов. Эти средства могут стать не только источниками формирования кредитного портфеля банков, но и участвовать в операциях на фондовом рынке. Тем самым подкрепляя реальную экономику. В этом же ряду - активы пенсионных фондов, где накоплено порядка 1,6 млрд. долларов, а также "неучтенные" деньги, имеющиеся на руках у населения.
К сожалению, далеко не все руководители АО используют акции в качестве инструмента для привлечения инвестиций, посетовал министр. В нашей стране органами юстиции зарегистрировано около пяти тысяч акционерных обществ. Но только три тысячи из них проводят эмиссию акций. Несоответствие АО международным стандартам не позволяет им вкладывать деньги в приобретение акций. Многие не пускают акции в свободную продажу с торгов фондовой биржи, боясь высоких расходов на регистрацию.
В связи с этим законопроектом предлагается увеличение уставных капиталов акционерных компаний либо же их преобразование в ТОО. Сенаторы в целом поддержали концепцию законопроекта по оживлению фондового рынка. Хотя методы, предложенные разработчиками, вызвали неоднозначную реакцию. В частности, в правительственном варианте проекта закона предполагалось поднять планку минимального уставного капитала АО до 200 тысяч минимальных расчетных показателей, с чем категорически не согласились мажилисмены. Они настояли, чтобы оставить ныне действующую норму 5 тысяч МРП (4,5 млн. тенге) минимального уставного капитала. Сенаторы склонились к компромиссному решению и проголосовали за 100 тысяч МРП (87 200 тысяч тенге).
Две трети из числа акционерных компаний (обладающие уставным капиталом в 5 тысяч МРП), скорее всего, не смогут перешагнуть столь высокий уставный порог. Сенаторы высказали опасения, что процедура их перерегистрации будет также сопряжена с колоссальными затратами. Впрочем, судя по представленным Правительством расчетам, систематические расходы АО на подготовку отчетности и другие организационные мероприятия значительно превышают сумму разовых затрат, которые они понесут при преобразовании. Следуя логике разработчиков, смена юридических регалий принесет бывшим АО очевидные выгоды. В частности, годовая экономия средств новоявленных ТОО может составить около полумиллиона тенге.
После вступления в силу закона Правительство примет специальное постановление, которое сделает процесс перерегистрации компаний максимально безболезненным, пообещал министр. К слову, на процесс преобразования в новую организационно-правовую форму АО отводится год "переходного" периода.
В целом разработчики согласились с мнением сенаторов по поводу того, что реформы в этом направлении следует проводить последовательно и без резких скачков.
Еще одним "камнем преткновения" стало предложение исключить из законопроекта категорию "номинальная стоимость акции", заменив ее рыночным понятием "цена размещения". Само понятие "номинальная стоимость", по мнению М. Есенбаева, не несет реального юридического и экономического смысла. В любом случае ценность акции предприятия складывается за счет спроса и предложения и определяется результатами биржевых торгов. Оппоненты этих доводов высказали опасение, что исключение этой категории затруднит бухгалтерскую отчетность. Кроме того, при создании акционерного общества, до того как ценные бумаги будут выставлены на бирже, без номинальной стоимости вообще не обойтись. По этим и другим позициям, внесенным в проект закона сенаторами, предстоит теперь высказаться мажилисменам.
...Казахстан признан государством с рыночной экономикой, а одной из важных составляющих рыночного хозяйства является активно работающий фондовый рынок и участие на нем прозрачных, открытых и достаточно мощных АО. Ход обсуждения в целом подтвердил, что акционерные компании готовы "играть" на этом рынке, привлекать средства населения, а также запустить корпоративный рынок ценных бумаг. Еще одним шагом на пути создания единого комплекса развитого стабильного и эффективного финансового рынка в государстве послужит принятие законов "О кредитных товариществах", "О микрокредитных организациях", проекты которых находятся сейчас на рассмотрении в комитетах Сената. |