Алевтина ДОНСКИХ, "Казахстанская правда", 25 января
Международное рейтинговое агентство "Standard & Poor"s" распространило аналитический материал "Замедление роста объемов кредитования снижает потенциальные риски казахстанских банков", в котором проанализирована ситуация на финансовом рынке нашей страны. В частности, агентство отмечает, что последние несколько лет банковская система Казахстана растет исключительно быстрыми темпами, хотя и следует принимать во внимание низкий стартовый уровень (в 2002 году ее доля в ВВП составляла около 20 процентов). Материал содержит также анализ качества кредитов, ряд замечаний и предложений, прокомментировать которые газета попросила заместителя председателя Национального банка Анвара САЙДЕНОВА:
- "Standard & Poor"s" положительно оценивает и систему надзора, и в целом банковскую систему республики. Думаю, этот документ вызовет самый положительный резонанс. Очень важно, что и партнеры, и финансовое сообщество, и агентство реально оценивают уровень развития казахстанской финансовой системы. Причем оценивают достаточно высоко. И в представленном обзоре я не вижу "открытий", которые могут оказать негативное воздействие. Я бы сказал, что "Standard & Poor"s" подтверждает, что банковская система Казахстана движется в правильном направлении, а регулирующий орган своих высоких требований не снижает. Благоприятный взгляд "Standard & Poor"s" в целом на банковскую систему лишний раз подтверждает хорошую репутацию страны, отмечая, что инвесторов и партнеров здесь подводные рифы не ожидают.
Однако досадно, что в приведенных статистических данных есть некоторые неточности. Оспорить же можно лишь вывод по оценке качества кредитного портфеля. "Standard & Poor"s" пишет, что у нас происходит снижение доли субстандартных кредитов и они перетекают в неудовлетворительные. Поясню для неспециалистов: в соответствии с банковской классификацией существует три основных категории кредитов. Первая - стандартные кредиты, по которым нет никаких проблем с обслуживанием и возвратом. Состояние их заемщиков удовлетворительное, а кредитное досье сформировано в соответствии с требованиями Нацбанка. За 11 месяцев 2002 года доля стандартных кредитов выросла с 69 до 73,3 процента. А в соответствии с международными требованиями, если две трети кредитов - стандартные, то кредитный портфель - здоровый.
Другая группа - сомнительные кредиты. Это кредиты, по которым отмечаются проблемы с обслуживанием, погашением или имеются сомнения в финансовой устойчивости заемщика. Они, в свою очередь, делятся на три подкатегории: субстандартные, неудовлетворительные, сомнительные с повышенной степенью риска. И третья, последняя категория - безнадежные. Она означает, что кредиты потеряны, возврата не будет. Приводимые агентством цифры отвечают действительности. Однако неточен вывод, утверждающий, что доля сомнительных уменьшается за счет перетекания их в категорию неудовлетворительных. На самом деле по всем показателям плохих и проблемных кредитов произошло уменьшение. Данные НБ РК показывают, что тенденции ухудшения нет: у нас уменьшились не только субстандартные, но и неудовлетворительные кредиты. Иными словами, перетекания из плохой в худшую категорию не происходит. Напротив, в целом растет качество кредитного портфеля. Пожалуй, это единственное замечание. Но, я думаю, оно достаточно важное, поскольку "Standard & Poor"s" стало на основании показателя на одну дату выводить тенденцию. А этой тенденции нет. Улучшение происходит за счет того, что растет доля стандартных, качественных кредитов, по которым нет проблем.
Что же касается беспокойства "Standard & Poor"s" по поводу высокой концентрации рисков на отдельных клиентах и инвестиций в нефинансовые виды деятельности, то приведу несколько цифр. Общие активы банковской системы Казахстана превысили 1 триллион 147 миллиардов тенге (свыше 7 миллиардов долларов). Инвестиции банков в капитал и субординированный долг, по данным на 1 декабря 2002 года, составили 6,7 миллиарда тенге. Поэтому говорить, что они могут представлять риски для банковской системы, я бы не стал. Хотя для отдельно взятого банка такая опасность и может быть. Но в целом об общей угрозе говорить нельзя.
Трудно не согласиться с выводами аналитиков "Standard & Poor"s" о высоких рисках кредитования потребительского сектора, малого и среднего бизнеса. Хотя и здесь надо подходить дифференцированно: риски по кредитам населению ниже, чем риски кредитования малого и среднего бизнеса. И в силу небольших сумм, и в силу отработанной стандартной процедуры отслеживания залогов, доходов заемщика. Кредитование малого и среднего бизнеса действительно сопряжено с рисками. Здесь есть проблемы с залогом, неустойчивостью самого вида бизнеса. Суммы кредитов здесь выше, чем потребительские, гарантии возврата ниже. Поэтому Национальный банк сейчас рекомендует банкам второго уровня внедрять систему управления рисками. Она уже есть у некоторых крупных банков. Но с 2003 года это требование становится обязательным для всех. И это - общемировая тенденция.
Сейчас деятельность надзорных органов и банков регулируется так называемым Базельским соглашением. Система управления рисками лежит в основе нового соглашения. Дорогу прокладывают наиболее развитые страны. Для них эти требования вступят в силу с 2006 года. А подготовительная работа в наших банках, в том числе по внедрению системы управления рисками, сейчас в самом разгаре.
Но уже с 2003 года банки должны будут иметь систему управления рисками в той или иной форме. И к 1 апреля текущего года все банки без исключения должны предоставить заключения аудиторов большой четверки - компаний "Прайс Уотерхаус Куперс", "Эрнст энд Янг", "Делойт энд Туш", КПМГ - о том, как обстоит дело с внедрением этой системы. По результатам аудиторского заключения Нацбанк будет оценивать степень внедрения. Этот процесс займет несколько лет. Начнется с банков, а затем распространится на других участников финансового рынка - страховые, пенсионные, инвестиционные компании.
И пока готовых схем нет, Нацбанк предлагает банкам второго уровня некоторые методы управления рисками. Один из них - система внутренних рейтингов, которые сами банки присваивают своим заемщикам. Другой метод - стресс-тестинг, с помощью которого проверяются различные варианты развития событий. Возможно, придется приобретать специальное программное обеспечение. Это дорого, поэтому возможны схемы кооперирования банков. Но, согласимся с выводами рейтингового агентства, без создания системы управления рисками банкам будет сложно как соответствовать международным требованиям, так и конкурировать на рынке. |