Адиль ДЖАЛИЛОВ, "Панорама", 31 января
На этой неделе Кабмин подводил итоги прошлого года. Многочисленные выступления членов правительства были объединены одной тональностью - министры отчитывались, потом более или менее явно хвастались успехами. Доклад Премьера ТАСМАГАМБЕТОВА в этом смысле контрастировал с общим настроем. В отношении достигнутого глава Кабмина предпочел минималистский ракурс, оттолкнувшись от заданий главы государства и сделав акцент на резонансных проблемах и приоритетных задачах. Его выступление в целом отражало заметный в последнее время в заявлениях курс на активизацию и форсирование реформ. Или, по крайней мере, желание выглядеть активными реформистами. Традиционно для своего поста, балансируя между четырьмя "китами" - мнением Президента, чиновничьей элиты, бизнесом и инвесторами, а также населением, - Премьер постарался выдержать спич в духе жестковатого критического реализма.
Вскользь упомянув о выполненных в целом прогнозах индикативного плана, Премьер указал на то, что "эту работу мы должны продолжить с учетом всех недоработок, на которые указывал глава государства". Не акцентируя внимание на изрядно "истертых" в СМИ 9,8% роста промышленного производства, г-н Тасмагамбетов отметил наблюдающийся в некоторых отраслях спад. Так, по его данным, несмотря на рост ВВП, в машиностроении показатели снизились на 2%, крупные заводы "можно пересчитать по пальцам: Павлодарский тракторный завод, Петропавловский завод тяжелого машиностроения, ЗИКСТО, Семипалатинский, Костанайский, Целинагромаш". Но практически ни один из них не работает на полную мощность. По итогам года, производство гусенично-тракторных тягачей в ВКО, станков для обработки дерева, пластмассы в Алматы и Петропавловске практически простаивало.
В целом по стране оборудования для обработки пищевых продуктов, рыхлителей, культиваторов, машин для птицеводства произведено в два раза меньше уровня годовой давности. Также на 40% меньше было произведено центробежных насосов, жаток, косилок. Средняя загрузка промышленных предприятий составляет 60%, а в машиностроении - всего 30%. При этом Имангали Тасмагамбетов отдает себе отчет, что ассортимент отечественной машиностроительной продукции имеет ограниченный спрос, на предприятиях низок уровень технологической оснащенности, высока степень изношенности (42-60%). Поэтому в условиях снижения доли инвестиций в обрабатывающую промышленность (в 2001 году - 11%, в 2002-м - 8%), государство, по его словам, должно взять на себя стимулирующую роль. Да, заявил он, Кабмин этим занимается - снижаются пошлины на импорт оборудования, даются налоговые и инвестиционные преференции. При этих словах г-н Тасмагамбетов повел себя не совсем понятно: "Какие еще шаги надо предпринять?" - довольно гневно возмутился он, обратившись с этим вопросом то ли к неблагодарным потенциальным инвесторам, игнорирующим усилия правительства, то ли к своим подчиненным. Ответив в какой-то мере на свой же вопрос, Премьер в итоге поручил соответствующим министерствам "четко определить дальнейшие действия для решения этих наболевших вопросов". Таким образом, избрав в качестве адресата своего эмоционального вопроса некую абстрактную единицу, г-н Тасмагамбетов сумел избежать прямого указания на неэффективность действий Кабмина.
Еще одним вопросом в ряду болезненных, отмеченных главой Кабмина, был вопрос с энергетикой, где "складывается тревожное положение". Хотя в производстве электроэнергии наблюдается рост 3,5% и в этом году Казахстан стал нетто-экспортером электроэнергии, производство и распределение пара и воды упало на 5%. В основном, по словам Премьера, это является результатом борьбы с коммерческими потерями как производителей, так и потребителей. Вместе с тем в этом секторе сохраняется высокий уровень кредиторской и дебиторской задолженности, а степень износа основных средств составляет почти 50%. Ресурс большинства ТЭЦ практически выработан, а обновления оборудования при этом практически не производится, хотя именно эти цели, отметил он, преследовало правительство, передавая станции в частные руки. Теперь же - другая ситуация: имущество перепродано на вторичном рынке, и требовать исполнения инвестиционных обязательств не с кого. Поэтому, по мнению Премьера, остается одно - акимам совместно с Антимонопольным агентством жестко отслеживать инвестиционную составляющую обновления основных средств в тарифах и затратах естественных монополистов, "тем более что новая тарифная методология, стимулирующая обновление производственного потенциала, агентством разработана и принята".
Вновь вернувшись к одному из заданий Президента, г-н Тасмагамбетов обратил внимание также на снижение темпов импортозамещения. При этом глава правительства признает, что "определенные результаты есть: предприятия, которые выпускают конкурентоспособную продукцию, сегодня уже загружены". Но проблема, считает он, в другом - очень медленно идет процесс модернизации производств, что напрямую влияет на качество продукции, ее ассортимент, а значит, и на объем получаемых заказов.
Сделав своеобразный косвенный реверанс в сторону инвесторов, глава Кабмина заявил, что "времена, когда в политике импортозамещения использовались методы административного давления на инвесторов для приобретения отечественной продукции, прошли". Напомнив о "преддверии вступления страны в ВТО", Премьер призвал в первую очередь сосредоточить усилия на повышении качества продукции, чтобы она была востребована на внутреннем и внешнем рынках. В этом направлении, считает г-н Тасмагамбетов, можно ожидать позитивных сдвигов, так как наметился рост (небольшой: с 2% в 2001 году к 3,4% - в прошлом, но он есть) в структуре экспорта товаров с более высокой добавленной стоимостью (химия, продовольствие и др.). В связи с этим акимам и Министерству энергетики и индустрии было поручено "уделить пристальное внимание вопросам качества", продолжив уже сложившуюся практику презентации инвестиционных проектов отечественных производителей. Наши соотечественники, пытающиеся заместить импорт, по мысли Премьера, должны использовать все потенциальные возможности получения подрядных контрактов, особенно в развивающихся нефтяных проектах.
Говоря в целом о нефтяной отрасли, глава правительства остановился на "вопросах, вызывающих особый общественный интерес". В первую очередь - вопрос отношений государства и инвесторов. Затронув тему, которая еще недавно, во многом благодаря истории с ТШО, причислялась к разряду особо болезненных, Премьер подчеркнул, что сохранение стабильного инвестиционного климата является одним из главных приоритетов правительства, которое строго придерживается принципа взаимного баланса интересов. Чтобы расставить точки над i, была приведена в пример именно ситуация вокруг ТШО. По словам г-на Тасмагамбетова, предложенный инвесторами проект строительства завода второго поколения с применением метода ускоренной амортизации не устраивал правительство по одной простой причине - бюджет страны ежегодно терял бы по $200 млн. При этом Премьер не стал отрицать, что "в течение 6 месяцев (для многих этот срок был новостью) было жесткое противостояние". Опровергая мнение неких сил о якобы "слабости правительства" в этом случае, он заявил, что, наоборот, это была "принципиальная позиция по защите интересов государства, которую мы будем отстаивать и по другим крупным проектам".
Продолжая тему нефтяной отрасли и касаясь освоения Каспийского шельфа, глава Кабмина вновь вернулся к задаче импортозамещения и диверсификации. Здесь очень важным, по его мнению, является опять же инфраструктура наземной поддержки нефтяных операций, от которой будут зависеть не только темпы освоения шельфа. Такая масштабная перспектива получения контрактов отечественными сервисными компаниями может стимулировать диверсификацию всей промышленности Казахстана. При этом, считает Премьер, от доминирующего ныне технологичного развития нефтегазового комплекса следует перейти к эколого-экономическому подходу, к выработке новой парадигмы в освоении нефтегазовых ресурсов. Освоение Каспийского шельфа надо вести, считает он, с учетом наступившего трансгресса Каспия и состояния животного мира. Соответственно, министерствам энергетики, экологии, индустрии и нацкомпаниям поручено до конца первого квартала завершить разработку программы освоения казахстанской части Каспийского шельфа и разработать взвешенную программу развития всего ТЭКа.
По мнению г-на Тасмагамбетова, борьба за лидерство в мировой экономике идет в сфере высоких технологий, в связи с чем Казахстану необходимо найти здесь свою нишу и уже в этом десятилетии предложить свою продукцию в этой области. Уже сейчас, считает он, есть все возможности, чтобы дать старт активному развитию технопарков. Один из них, в Алматы, будет производить и внедрять новые компьютерные технологии, Степногорск должен стать центром для разработок в области биотехнологий, Курчатов - в атомной энергетике, Приозерск - в космических исследованиях, поселок Шортанды - в области агротехнологий. Индустриальная политика, названная Премьером "новой экономической политикой", должна базироваться на модернизации уже существующих и создании новых производств и развитии высоких технологических укладов. К этим вопросам, отметил он, надо подходить комплексно: поиск новых, нетрадиционных подходов, включая применение особых налоговых режимов, формирование инвестиционного фонда, привлечение высококвалифицированных специалистов по узким отраслям.
Особое внимание г-н Тасмагамбетов уделил проблемам малого бизнеса, который дает "возможность оперативного внедрения проектов оптимизации производственной структуры, и, в конце концов, прирост ВВП". За прошлый год субъектов малого бизнеса стало почти на 15% больше, доля поступлений от них в бюджет растет, хотя и далека еще от желаемого уровня. В связи с этим Премьер напомнил о четком соблюдении объявленного с 1 января моратория на проверки субъектов малого бизнеса. Однако он тут же отметил, что санитарно-эпидемиологические вопросы на мораторий не распространяются - проверки аптек и пунктов общественного питания будут вестись в обычном режиме.
Довольно эмоционально Премьер прокомментировал рост потребительских цен. Он считает, что, если бы не внезапное подорожание в декабре на базарах овощей и фруктов, уровень инфляции мог бы снизиться гораздо больше 2,5%, зафиксированных в прошлом году. Рост цен на фоне хорошего урожая и стабильности цен на ГСМ он объясняет ценовым сговором и обилием посредников между производителем и покупателем. В итоге это болезненно сказывается на пенсионерах и малоимущих, поэтому, заявил г-н Тасмагамбетов, эффективность работы акиматов теперь будет определяться по темпам снижения уровня бедности.
Еще одна, традиционно болезненная сфера - теневой сектор, где, по данным Премьера, сославшегося на "некоторые данные", находится треть от официально зарегистрированного имущества. Вывод - активизация усилий по легализации собственности.
------
Суть соглашений, достигнутых акционерами СП "ТенгизШевройл", не раскрывается ими детально. Н.Д., "Панорама", 31 января
25 января "ТенгизШевройл" сообщил, что его участники утвердили финансовый план для технического проектирования и строительства проектов расширения производства на месторождении. Напомним, что разногласия с правительством по этому вопросу вылились прошлой осенью в очень громкий конфликт, который удалось урегулировать лишь после личных переговоров Президента Назарбаева с руководством главного акционера СП - компании "Шеврон". Сутью конфликта были разногласия по поводу финансирования проекта. "Шеврон" настаивал на том, что он может осуществиться во многом за счет внутренних резервов и, в частности, за счет оптимизации налогообложения, связанной с ускоренной амортизацией активов. Правительство после прошлогоднего ужесточения позиций предлагало финансировать расширение за счет займов, а также заявляло о своем несогласии с ускоренной амортизацией, налоговые потери от которой оценивались в $200 млн в год.
По данным, содержащимся в пресс-релизе СП, завод второго поколения и проект закачки сырого газа призваны поднять производственную мощность предприятия с сегодняшнего уровня в 13 миллионов тонн в год до 20-23 миллионов. В связи с этим говорится о "существенном вкладе" в экономику Казахстана как на стадии осуществления проекта, так и по его завершении. Как сообщается, в настоящее время предпринимаются меры с целью первоочередного выполнения работ на первоочередных участках, которые позволят обеспечить запланированные показатели по бюджетам проектов и срокам их реализации. Среди немногих подробностей, сообщаемых в пресс-релизе, - объем закупок материалов и оборудования, а также то, что стоимость услуг, предоставляемых казахстанскими компаниями, поставщиками и производителями, составит по проектам от $550 млн до $750 млн, а количество казахстанских рабочих, занятых в проекте, может достичь 7 тысяч, включая и специалистов-проектировщиков, и инженеров-технологов. СП также сообщает о "самом крупном на сегодняшний день" контракте с консорциумом казахстанских строительных компаний на строительство вахтового поселка Шанырак. Как ожидается, наряду со значительным увеличением производства товарной нефти реализация проекта также приведет к росту объемов производства сухого газа пропана, бутана и товарной серы. Проект, связанный с закачкой сырого газа, отразится на увеличении объемов добычи и предусматривает внедрение современной закачки газа в коллектор для поддержания высокого пластового давления и повышения дебета скважин.
Информагентства приводят мнение главы "Шеврона" г-на Робинсона, который позитивно оценил достигнутый компромисс и взаимодействие компании в Казахстане. О сути достигнутого соглашения, однако, известно очень мало. Собеседники Панорамы в компании не смогли утвердительно сказать, будет ли основой для схемы финансирования проекта осуществление внешних займов, отметив, что "рассматриваются различные варианты", в том числе и займы, а также не были уверены в том, исчерпаны ли на этом все налоговые и административные споры, посоветовав спросить об этом у соответствующих правительственных структур. Со специальным заявлением по поводу разрешения конфликта, выступило Американское посольство в Алматы. (Официальный Вашингтон довольно активно участвовал в конфликте, оказывая давление на казахстанские власти.) Проект расширения месторождения, оцениваемый в $3 млрд, является, по оценкам посольства, одним из крупнейших инвестиционных проектов с иностранным участием на территории бывшего Союза. В заявлении также отмечается "важная роль проекта в развитии Каспийского региона" и способствовании "разнообразию мировых поставок нефти". Посольство, кроме того, рассчитывает, что проект расширения "продемонстрирует американские технологии, обеспечит создание 7 тысяч рабочих мест и поможет развитию казахстанской экономики, а также будет направлен на "достижение соглашения по оставшимся пунктам проекта расширения" в рамках контракта, заключенного "ТенгизШевройлом".
Одним из "темных" вопросов остается также то, претерпели ли какие-либо изменения в связи с ужесточением налогообложения параметры проекта расширения и как все это скажется на возможных финансовых результатах Тенгиза после 2006 года. Пока что казахстанские власти говорят о достижениях в связи с проявленной твердостью и сохранении в то же время приемлемого инвестиционного климата. Не очень ясно, в чем состояли уступки с казахстанской стороны. Единственным различием, которое лежит на поверхности, остается разница между пятилетним периодом ускоренной амортизации, о котором говорили прежде, и трехлетним периодом, о котором говорят теперь. Если раньше налоговые потери оценивались в миллиард долларов за пять лет, то теперь говорится о приобретении 600 миллионов за 3 года. |