NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (май 2020)
За какую партию Вы проголосуете на выборах?








Поиск  
Среда 23.09.2020 14:48 ast
11:48 msk

Буш загоняет нацию в долговую яму
Соединенным Штатам нужна нестабильность в мире – тогда в поисках убежища к ним хлынут капиталы
11.02.2003 / экономика

Сергей ЭДУАРДОВ, 11 февраля

Джордж Буш направил в Конгресс проект бюджета на 2004 финансовый год (начинается 1 октября). В "сопроводиловке" Буш поясняет, что бюджет разработан исходя из трех национальных приоритетов: "победа в войне против терроризма, обеспечение национальной безопасности и стимулирование долгосрочного экономического роста". С первыми двумя задачами в контексте бюджетных вопросов все ясно – надо просто выделить соответствующие ассигнования; а вот какими методами растить экономику – тема дискуссионная.

Представленный американским президентом финансовый план предусматривает увеличение бюджета Пентагона на 4,2% – до $379,9 млрд. С учетом военных программ других ведомств, в первую очередь ядерных программ Министерства энергетики, общие военные расходы США должны возрасти на 4,4% и составить $399,1 млрд.; в течение пяти лет их предполагается довести до $500 млрд. в год. На внутреннюю безопасность в бюджете-2004 выделяется $41,3 млрд. – прибавка на 9,5%.

В общей сложности расходы на оборону и безопасность повышаются на $21 млрд. из $30 млрд. общего увеличения ассигнований федеральным ведомствам (до $782 млрд., или на 4,0%). В эти ассигнования не входят "автоматические" отчисления на социальные нужды. В блоке социальных статей бюджета-2004 предусмотрен ряд существенных новаций, включая как повышение, так и сокращение определенных расходов или их переадресацию на местный уровень (общая сумма трансфертов правительствам штатов и муниципальным властям составит $398,8 млрд. – на 4% больше по сравнению с текущим финансовым годом). Вместе с тем по большинству социальных программ ассигнования сохранятся приблизительно в прежнем объеме (это относится и к программе социального страхования – главной в указанном блоке).

Общие расходы федерального бюджета планируется довести до $2,23 трлн., что означает рост на 4,2%. Здесь, однако, не учтены затраты на вероятную войну в Ираке и послевоенное урегулирование, причем представители Белого дома затрудняются назвать даже приблизительную цифру таких затрат. По оценкам же бюджетного комитета Конгресса, они могут составить $64 млрд. в 2003 году и $119 млрд. в 2004 году. В случае войны вопрос об этих расходах будет рассматриваться администрацией и Конгрессом в особом порядке.

Доходы, согласно проекту бюджета, возрастут на 4,7% – до $1,92 трлн., а бюджетный дефицит достигнет $307 млрд. Между тем на излете президентства Клинтона планировалось, что в 2001-2010 гг. будет профицит в суммарном объеме $5,6 трлн. Но придя в Белый дом, Буш инициировал принятие амбициозной программы снижения налогов в общей сложности на $1,35 трлн. в течение 10 лет. И если в 2001 финансовом году профицит составил $127 млрд., то уже следующий год был сведен с дефицитом в $159 млрд. Нынешняя администрация все же надеялась преодолеть бюджетный дефицит к 2005 году, сократив его до $80 млрд. в 2003-м и до $14 млрд. в 2004 финансовых годах. Однако дефицит текущего финансового года ожидается уже в размере $304 млрд. Сейчас Буш выдвинул новую программу сокращения налогов, в результате чего бюджетный дефицит сохранится вплоть до 2008 года и в совокупности составит за предстоящую пятилетку $1,08 трлн.

До нынешних рекордных показателей самый большой в номинальном выражении дефицит был зафиксирован в 1992 году при Буше-старшем – $290 млрд. Вместе с тем по отношению к ВВП самый высокий дефицит был при Рейгане – 6% в 1983 году (в 1992 году – 4,7%). Оправдывая свои бюджетные инициативы, Буш-младший называет теперешний дефицит относительно ВВП "приемлемым" и даже "маленьким" – 2,8% и 2,7% в 2003 и 2004 финансовых годах соответственно (американский ВВП оценивается сейчас в $10,5 трлн.).

Все это имеет самое непосредственное отношение к третьей задаче, выдвинутой Бушем, – добиться устойчивого развития экономики. План, разработанный советниками президента, традиционен для республиканцев и в общем изложении достаточно прост: снижение налогов призвано повлечь оживление инвестиционной активности и расширение потребительского спроса, что и обеспечит стабильные темпы экономического роста. Бюджетный дефицит при этом – неизбежное зло, с которым будет покончено именно благодаря подъему экономики и, соответственно, постепенному увеличению доходов бюджета. Финансировать же дефицит предполагается, в первую очередь, за счет притока капиталов из-за рубежа. Такой приток необходим, кроме того, для покрытия отрицательного сальдо торгового и платежного баланса, равно как для подпорки начавшей заваливаться пирамиды на рынке акций.

Новый план уменьшения налогового бремени был обнародован еще в начале января. Он включает в себя как ускорение реализации упомянутой выше 10-летней программы, принятой в 2001 году, так и новые налоговые послабления – прежде всего отмену налогообложения дивидендов на акции американских компаний, а также различные льготы по подоходному налогу. Эти послабления обеспечат в течение ближайших 10 лет снижение налогов в общей сложности на $700 млрд., в том числе $390 млрд. – за счет отмены налога на дивиденды (приведенные цифры на $25 млрд. больше тех, что первоначально назвал Буш, так как Минфин позже скорректировал свои расчеты); в целом же сокращение налогов за указанный период составит $1,3 трлн. Такие меры позволят, как надеются в Белом доме, поддерживать ежегодные темпы экономического роста выше 3%: в нынешнем году – пока еще 2,9%, в 2004-м – 3,6%, затем – постепенное снижение до 3,1% в 2008 году. (Инфляция в эти годы прогнозируется на уровне 2,1-2,3%.)

Вместе с тем демократы и многие независимые эксперты утверждают, что план Буша по снижению налогов не даст серьезного толчка экономике, зато приведет к нехватке средств в системе социального обеспечения (в частности, ввиду роста числа людей пенсионного возраста). Ну и, разумеется, указывается на опасность огромного бюджетного дефицита. Сенатор-демократ Кент Конрад говорит: "Вместо того чтобы предложить нации план долгосрочного экономического процветания, президент Буш возлагает на нас и наших детей долговое бремя в триллионы долларов". Кстати, близких взглядов придерживался и прежний министр финансов Пол О’Нил, что стало причиной его отставки.

Недавно назначенный министр финансов Джон Сноу не только поддержал начинания Буша, но и заявил о намерении проводить политику "сильного доллара". Тут палка о двух концах: слабая национальная валюта, конечно, благоприятствует экспорту и прямым иностранным инвестициям, но приток зарубежных капиталов на фондовый рынок и в банковский сектор может по-настоящему обеспечить только сильная национальная денежная единица.

Критерий вложений, как известно, это дробь "доходность/риск". Между тем уровень прибылей в экономике США падает, что отражается и на доходности американских активов. Следовательно, чтобы убедить международных инвесторов вкладываться в эти активы, необходимо на всю катушку задействовать фактор отсутствия риска. Но как же это сделать? Силовые акции, вроде той, что планируется против Ирака, только усугубляют бюджетные проблемы и подрывают доверие инвесторов. Другое дело – если исподволь провоцировать заварушки в разных уголках планеты, причем не в последнюю очередь в Европе. Объективно Соединенным Штатам для безболезненного финансирования своего бюджетного дефицита нужна глобальная нестабильность – тогда в поисках убежища к ним хлынут капиталы. Кто знает, что еще надумает Буш, если запланированное им экономическое чудо не состоится...


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Сахарный центр" и другие 28.02.2003
Год с Кииновым 27.02.2003
Мнение Марченко 27.02.2003
Давальческому сырью воздали должное 27.02.2003
Ocean влился в новую компанию 27.02.2003
Мировые автопроизводители - на службе у Госплана КНР 26.02.2003
Предприятия Киргизии и Казахстана войдут в состав МФПГ "Оборонительные системы" 26.02.2003
Не прячьте ваши доллары по банкам и углам! 25.02.2003
Золотая газовая невеста 25.02.2003
Мангистауская область планирует к 2010 году удвоить нефтедобычу 25.02.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.09.20 Среда
78. КОПАБАЕВ Омрали
74. БЕКМАГАМБЕТОВ Мурат
72. СКРЫЛЬ Анатолий
71. ЖАНТЫЛЕУОВ Нурбай
70. ДЕЙХИН Николай
70. ПАКИРДИНОВ Мухамеджан
67. СУЛЕЙМЕНОВ Насиполла
66. ПОЛИТКИН Николай
63. ДЕМЕУОВ Марат
61. АБДИКУЛОВ Таугазы
59. АРЫН Ерлан
59. АРЫН Нурлан
58. ЕРЕЖЕПОВ Болат
58. МОЛДАБАЕВ Саркытбек
58. ШАЛГИМБАЕВ Камбар
...>>>
24.09.20 Четверг
83. РЫБИНСКИЙ Владимир
74. АРИНБАСАРОВА Наталья
73. ИСАЕВ Мусабек
69. КУНДЕБАЕВ Нуралбай
69. МАЛИБЕКОВ Калижан
67. ПЕТУХОВА Надежда
67. ХАЙДАРОВ Хайрболат
64. АЙДАРОВ Латиф
62. ДЮСЕМБАЕВ Бакытриза
62. КАЛАШНИКОВ Николай
60. АЙТИМОВ Касимбек
58. КАРАКОЗОВ Батыржан
57. МУХАМЕДЖАНОВ Джакан
56. ГИЛИМОВ Самат
55. ЛЮ Чжихуа
...>>>
25.09.20 Пятница
90. АКБИЕВ Махмуд
78. МАХМЕТОВ Тулеген
74. ЛЕПЕШКИН Геннадий
72. ЖАРИМБЕТОВ Жантеке
72. МУРЗАЛИН Ахат
69. КУСАИНОВ Темирхан
67. ТЕЛЕШЕВ Кайсар
65. КОШАНБЕКОВ Ергазы
64. АРЫНОВ Кажмухан
64. РЫСГАЛИЕВ Сагидулла
63. БАЯНДАРОВ Магзам
63. КУСАИНОВ Амирлан
62. ДМИТРИЕНКО Петр
61. АДИМОЛДА Радильбек
58. АБДЫКАДЫРОВА Айман
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Top.Mail.Ru
zero.kz