Прислано по электронной почте
Историю развития Авиакомпании наверно знают все, но нелишне будет повторить ее еще раз.
В связи с реорганизацией Гражданской авиации Республики Казахстан и акционированием авиапредприятий, Павлодарский объединенный авиаотряд получил свидетельство о государственной регистрации хозяйствующего субъекта, как ОАО "Авиакомпания "Иртыш-Авиа".
Вследствие проведенной реорганизации Национальной Авиакомпании "Казахстан Ауе Жолы" одним из основных конкурентов являлся национальный авиа перевозчик ЗАО "Эйр Казахстан". Не смотря ни на что Авиакомпания "Иртыш-Авиа" выдерживает конкуренцию и продолжает стремительно развиваться.
В 1999 году были образованы два Акционерных общества "Авиакомпания "Иртыш-Авиа" и "Аэропорт Павлодар".
В ноябре 1999 года к Авиакомпании "Иртыш-Авиа" присоединяют Авиакомпанию "Ульба" города Усть-Каменогорск, причем головное предприятие делают именно в Усть-Каменогорске. Хотя до этого Авиакомпания "Ульба" уже несколько лет, можно сказать, не работала, имела огромную кредиторскую задолженность и задолженность по зарплате, воздушные суда не осуществляли полеты из-за не продленных свидетельств годности. Авиакомпания "Иртыш-Авиа" в городе Павлодаре становится просто Филиалом Авиакомпании, а коллектив, который своими руками создавал эту Авиакомпанию вынужден уйти на второй план и выполнять указания головной организации. Причем у всех работников возникал вопрос, как администрация области и города позволила чтобы бюджет потерял огромные суммы поступлений налогов. Неужели не нашли бы применения этим деньгам ?
Генеральным директором уже объединенной Авиакомпании "Иртыш-Авиа" назначают Погожева Юрия Петровича, который возглавлял "Иртыш-Авиа" в городе Павлодар в течении нескольких лет. Директором Филиала Авиакомпании назначен Карпычев Вячеслав Валерьевич.
Через восемь месяцев после этого объединения выходит в свет приказ Министерства Транспорта и коммуникаций РК об освобождении от занимаемой должности Генерального директора ОАО "Авиакомпания "Иртыш-Авиа" Ю.П.Погожева.
Снимали Директора, который за восемь лет руководства ОАО "Авиакомпания "Иртыш-Авиа", без всякой помощи извне, обеспечил выход Павлодарского авиапредприятия на международные воздушные авиалинии, освоение эксплуатации воздушных судов Як-42 и успешное продолжение полетов на ВС Як-40 и Ан-2.
Назначается на должность Генерального директора ОАО "АК "Иртыш-Авиа" Б.Е.Каримов, которого все успели узнать за время его очень непродолжительной работы исполняющим обязанности Председателя Комитета ГА РК. На этом высоком посту он проявил себя, лишь как послушный исполнитель воли Министра транспорта и Президента ЗАО "Эйр Казахстан"
В это же время Авиакомпанию приватизирует ТОО "Пайда". Правда, денежных вливаний от этой приватизации никто не увидел. А летом 2002 года эта приватизация была признана незаконной и акции Авиакомпании "Иртыш-Авиа" были переданы в коммунальную собственность города Усть-Каменогорск. Наконец-то Авиакомпания "Иртыш-Авиа" опять стала государственной. Но это длилось не долго.
Министерство транспорта и коммуникаций РК провернули очередную аферу в авиационной отрасли Казахстана. Минтранском объявил первый в истории отечественной авиации конкурс на выполнение регулярных внутренних и международных авиамаршрутов. По его результатам ведущие Авиакомпании республики остались за бортом, но с легкой руки Комитета ГА, находящегося под крылом Минтранскома, единогласным победителем конкурса стало убыточное предприятие ЗАО "Эйр Казахстан". Это решение, противоречащее здравому смыслу, а также многим казахстанским законам, созрело под давлением правительства, в планах которого сделать "Эйр Казахстан" монополистом по всем воздушным направлениям.
Прогнозы экспертов пугают: в лучшем случае компания не потянет свалившейся на ее плечи объем перевозок и благополучно загнется. В худшем- пассажиры будут летать на аварийных самолетах по космическим тарифам. Не исключено и полное вымирание авиационной отрасли через пару лет.
Как оказалось не только с техникой не все гладко у "Эйр Казахстан". Компания имеет задолженность перед бюджетом республики 1,3 миллиарда тенге. Общая кредиторская задолженность "Эйр Казахстан" составляет 14 миллиардов 37 миллионов тенге. Как следует из документов, внешние долги "Эйр Казахстан" - 2 миллиарда 484 миллиона тенге- могут подорвать имидж страны, не исключен и арест воздушных судов. Не все гладко у потенциального банкрота и с уплатой налогов, ведением бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Независимые аудиторы предполагают, что в компании ведется двойная бухгалтерия. Кроме того, за последние два года от зарплаты не производились перечисления в бюджет и пенсионные фонды.
Ознакомившись с документами, правительство решило…. В очередной раз вложить деньги в компанию-банкрота. 13 сентября 2002 года на свет появилось постановление под номером 1004 за подписью Имангали Тасмагамбетова. Согласно данному документу, 50 % акций ЗАО "Эйр Казахстан" будут выкуплены у частных структур. Более того, своим постановлением правительство списывает с компании штрафы и пени, предоставляет пять лет отсрочки по долгам. Минтранскому полагается обеспечить соглашение между несостоявшимся банкротом и его кредитором- госпредприятием "Казаэронавигация" о пролонгации до 01.01.2011 года срока погашения задолженности в сумме 1,9 миллиарда тенге. Уставный капитал "Эйр Казахстан" решено укрепить двумя аэробусами и зданием Алматинского аэровокзала.
А напоследок правительство преподнесло компании главный подарок в виде прибыльной региональной Авиакомпании "Иртыш-Авиа", финансовые показатели которой в несколько раз выше, чем у "Эйр Казахстан". Эксперты едины во мнении, что такое слияние приведет к финансовому краху "Иртыш-Авиа". Этим постановлением логически завершается травля второй после "Эйр Казахстан" Государственной региональной Авиакомпании Республики, которая в отличие от так называемого "национального перевозчика", никогда не была избалована ни заботой со стороны Правительства и Министерства транспорта, ни тем более денежными вливаниями.
Эта была недалекая история, теперь наступило время реальности. Постановлением № из Павлодарского филиала ОАО "Авиакомпания "Иртыш-Авиа" создано Представительство ЗАО "Эйр Казахстан" в городе Павлодар. Просим заметить, что со стороны руководства ЗАО были даны заверения коллективу Авиакомпании "Иртыш-Авиа", что все останутся работать на своих местах, сокращения не будет, просто немного изменятся должностные обязанности. Работники Иртыш-Авиа понимали, что от их Авиакомпании Эйр Казахстану нужна только техника, т.е. самолеты. Неужели так тихо и незаметно закончит свой полет одна из крупных Авиакомпаний в Казахстане ?
6 февраля из ЗАО "Эйр Казахстан" приехала делегация, как их между собой назвали сотрудники "черные гости". С какими же они приехали черными новостями. А новости были ужасающие для работников Авиакомпании. Из 24 человек управленческого аппарата сокращено 15 !!! И это не предел ! Эйр Казахстан обещает в апреле новую волну сокращений, это коснется опять-таки управленческого аппарата и следом летного состава и авиационно-технического персонала. Специалисты, с большой буквы, просто будут выброшены на улицу и останутся без работы. И это в то время когда заместитель акима области Р.М. Жумабекова проводит заседание координационного совета по борьбе с бедностью и безработицей, посвященное итогам проделанной в 2002 году работы. Интересно, какую работу будут проводить в 2003 году, если более 200 специалистов узкого профиля будут без работы и трудоустроить по специальности их будет НЕКУДА ! Многие всю жизнь отдали авиации и теперь, когда им осталось совсем немного до пенсии они становятся безработными. В их возрасте работу найти практически невозможно. В это время в Алматы в ЗАО "Эйр Казахстан" ведется активный набор кадров для работы по представительству. Неужели нельзя распределить обязанности и обеспечить работой сотрудников со стажем, не привлекая новый персонал, который нужно обучать чтобы довести до должного уровня. Тем более, что такой опыт уже у коллектива имеется по работе с головной организацией находящейся в Усть-Каменогорске. В Алматы уже набраны бортпроводники, которые сейчас проходят обучение. В дальнейшем павлодарские будут не нужны. Летному составу поступило предложение из Эйр Казахстан изменить место жительства и переехать в Алматы или ее пригород. А это люди укоренившиеся в Павлодаре и у каждого своя судьба которая так или иначе связана с любимым городом.
Авиакомпания "Иртыш-Авиа" одна из авиакомпаний в Казахстане успешно эксплуатировала самолеты малой авиации Ан-2. И что получили теперь Эйр Казахстан отказывается от их эксплуатации, считая их нерентабельными. И все это происходит в год, который Президентом Казахстана назван годом подъема сельского хозяйства.
У нас сложилось мнение, что наше правительство подписывая документы о людях не думает или думает в последнюю очередь. Им наверно без разницы, одним безработным меньше или на 200 больше. Если с нами так поступает правительство, то у кого нам искать защиты и поддержки ???
Коллектив Павлодарского филиала ОАО "Авиакомпания "Иртыш-Авиа"
-----
Поставлены новые задачи Наталья АБСАЛЯМОВА, "Казахстанская правда", 13 февраля
На очередном заседании Правительства, прошедшем под председательством Премьер-Министра Имангали Тасмагамбетова, было обсуждено три проекта: пакет нормативно-правовых документов, необходимых для создания в Казахстане технопарков, программы развития гражданской авиации и снижения бедности в республике. Срок их реализации - 2003-2005 годы.
Программа развития отрасли гражданской авиации на ближайшие три года была принята без долгих обсуждений. Надо учитывать, что главный разработчик - Министерство транспорта и коммуникаций - получил довольно жесткую оценку за прежний вариант. После "обкатки" документа в заинтересованных министерствах и ведомствах он был в обновленном виде представлен на заседании.
Суть программы - придать новый импульс развитию авиационной отрасли, обеспечить высокий уровень безопасности воздушного транспорта, регулярность полетов, достойный сервис в аэропортах и на борту воздушных судов. Все это позволит отечественным авиаперевозчикам конкурировать с ведущими авиакомпаниями на международном рынке авиаперевозок.
Нынче, по оценкам Премьер-Министра, авиация пребывает в критическом состоянии. С тех пор как Правительство приняло решение о либерализации отрасли, по данным Минтранскома, на рынке "конкурируют" 47 авиакомпаний. Правда, только шесть из них осуществляют регулярные перевозки. Остальные не могут похвалиться ни современными и надежными самолетами, ни достаточными средствами.
По замыслу авторов проекта программа призвана кардинально изменить сложившуюся ситуацию. Прежде всего, как полагает министр транспорта и коммуникаций Кажмурат Нагманов, за счет ужесточения квалификационных требований к участникам конкурсов по распределению авиамаршрутов, проводимых Минтранскомом. По его прогнозам, через три года в стране на рынке пассажирских перевозок останутся лишь две-три крепкие компании, способные выполнять регулярные полеты. Минтранском уже сейчас может назвать лидеров авиарынка, которые, скорее всего, вытеснят мелких конкурентов: это "Эйр Казахстан", "Эйр Астана" и "Скат" - самые стабильные авиакомпании. Все прочие покинут летное поле из-за растущих требований к безопасности полетов либо сольются с крупными воздушными перевозчиками.
В прошлом году половина из 23 авиационных происшествий случилась из-за неисправной техники, напомнил И. Тасмагамбетов. В этой связи в программе предлагается решить один из самых наболевших вопросов, вызывающих справедливые нарекания со стороны государства и беспокойство пассажиров отечественных авиакомпаний: заменить 60 процентов изношенной техники современными воздушными судами. На господдержку опять-таки могут рассчитывать только стабильно работающие компании, что вполне оправданно. Закуп авиационной техники потребует солидных бюджетных затрат. Поэтому Минтранском предложил отказаться от прямых закупов новых типов воздушных судов, предоставив право самим авиакомпаниям выбирать и приобретать самолеты в лизинг. В этой связи уставный фонд ЗАО "Казаэролизинг" - главного помощника компаний в покупке техники - планируется увеличить до полутора миллиардов тенге.
В деле возрождения стратегически важной отрасли предполагается задействовать и потенциал региональных аэропортов. Авторы проекта наметили реконструкцию взлетно-посадочных полос и модернизацию аэропортов Актау, Актобе и Шымкента, на что потребуется 4,5 млрд. тенге. Но эти траты, как ожидается, окупятся сторицей. Все три воздушные гавани расположены на основных международных трассах. И в будущем их можно использовать для посадки крупных воздушных транзитных судов, что принесет обоюдную экономическую выгоду международным авиаперевозчикам, самим аэропортам для поддержания инфраструктуры, а также увеличит транзитный потенциал страны.
В целом предложенный проект получил одобрение. Однако Премьер поручил его авторам поскорее принять подзаконные акты, которые помогут претворить идеи программы в жизнь, а также активизировать деятельность по разработке и пересмотру ранее заключенных международных договоров о воздушном сообщении, дабы защитить казахстанский рынок авиаперевозок.
Проект программы по борьбе с бедностью вызвал довольно оживленные дискуссии. Эта политическая задача является основополагающей для Правительства, заявил И. Тасмагамбетов, и по темпам снижения уровня бедности будут оценивать нашу деятельность. А поскольку положения документа касаются защиты самых уязвимых слоев населения, важность предлагаемых подходов трудно переоценить.
Проект, представленный министром экономики и бюджетного планирования Кайратом Келимбетовым, разрабатывался в течение двух лет. На основе программы, как ожидается, местные исполнительные органы примут аналогичные региональные программы. Через три года число малообеспеченных казахстанцев должно уменьшиться на 486 тысяч. Премьер-Министр подтвердил, что документ носит комплексный характер. То есть большинство мероприятий уже предусмотрено в других госпрограммах и бюджетных статьях. Так что повысить достаток наших сограждан предлагается уже апробированными способами: постепенно прибавлять жалованье работникам бюджетной сферы, увеличивать размеры социальных выплат, решать проблемы занятости, предоставлять микрокредиты безработным для организации собственного дела, переобучать их и трудоустраивать, создавать новые рабочие места. Последний пункт вызвал сомнение Премьер-Министра. Как воплотить это благое намерение в рыночных условиях, когда любой работодатель стремится наладить эффективное производство, подчас за счет сокращения своих работников? Не хотелось бы, чтобы документ носил декларативный характер, заметил И. Тасмагамбетов и поручил его авторам более подробно описать конкретные меры по расширению общественных работ, увеличению доходов населения и защите социально уязвимых групп. Ведь самым главным в деле борьбы с бедностью, отметил глава Правительства, является повышение занятости и доходов населения. Поэтому очевидна необходимость определить политику в этой сфере, в частности - рассмотреть динамику роста заработной платы, пенсий и пособий по отношению к росту ВВП и потребительских цен. Иначе проблему не решить. К проекту решено вернуться в ближайшее время после его доработки.
На заседании министр энергетики и минеральных ресурсов Владимир Школьник представил пакет нормативно-правовых документов, направленных на развитие в Казахстане парков информационных технологий, куда будут привлекаться международные технологические и финансовые инвестиции и где будет задействован научный и интеллектуальный потенциал страны. Большинство адресованных министру вопросов касалось механизма предоставления налоговых льгот и преференций для компаний, работающих на территории технопарков. В итоге участники сошлись во мнении: в целом пакет документов неплох, но разработчикам еще раз предложено вернуться к спорным моментам, обозначенным в ходе обсуждения, и скорректировать их до 10 марта с министерствами экономического блока. |