Ярослав ГОЛЫШКИН, "Око", 21 февраля
Столичные чиновники, в одночасье похоронившие крупнейшую региональную авиакомпанию республики "Иртыш-Авиа", клятвенно заверяли ее персонал, что от превращения прибыльного самостоятельного предприятия в филиал убыточной "Эйр Казахстан" никто не пострадает. На днях авиаторы познали грошовую цену чиновничьих обещаний. Сначала были выброшены на улицу 15 из 24 сотрудников управленческого состава, а теперь и двести первоклассных пилотов Павлодара и Усть-Каменогорска оказались на грани увольнения.
Начальник летной службы "Эйр Казахстан" неожиданно потребовал от своих новых подчиненных - павлодарских и усть-каменогорских летчиков - определиться с переездом на постоянное место жительства в Алматы или его окрестности, что для подавляющего большинства из них является невыполнимой задачей. Позволить себе дорогостоящий переезд с покупкой или длительной арендой жилья в южной столице смогут не больше пяти-шести пилотов из двухсот. А где гарантия, что потом их не заставят снова за собственный счет перебираться еще куда-нибудь?
- Это же провокация! - возмущались летные отряды на своем общем собрании, экстренно организованном в Павлодаре. - От нас просто хотят избавиться под удобным предлогом.
Стоит заметить, что часть экипажей принадлежавших "Иртыш-Авиа" "Як-42" действительно обслуживает рейсы из Алматы, на которых прежде "Эйр Казахстан" использовала нерентабельные "Боинги". Но летчикам, сменяющим друг друга по вахтовому методу, отнюдь не требуется покупка постоянного жилья в Алматы и переезд семей. Нет смысла перебираться в южную столицу пилотам, работающим на маршруте Атырау - Стамбул. Бестолковой станет и передислокация трех экипажей, базирующихся в Уральске. Но еще более абсурдно будет выглядеть переезд в южную столицу пилотов "Як-40" и "Як-42", выполняющих, скажем, рейсы в Германию или Москву только из Павлодара и Усть-Каменогорска!
По мнению павлодарских авиаторов, за красивыми словами о "придании нового импульса развитию отрасли", которыми чиновники объясняли необходимость слияния "Иртыш-Авиа" и национального перевозчика, таилось банальное стремление угробить сильного регионального конкурента и прибрать к рукам его наработанные рейсы и, самое главное, летную технику.
Мало кто сомневается в том, что имевшиеся в распоряжении "Иртыш-Авиа" самолеты "Як-40" новые хозяева вскоре пустят с молотка, чтобы раздобыть денег на ремонт своих аэробусов. Аналогичная участь ожидает и самолеты малой авиации - "Ан-2", приносившие совсем недавно "Иртыш-Авиа" прибыль от обслуживания сельскохозяйственных угодий, и признанные вдруг, по словам павлодарских пилотов, нерентабельными. И это в то время, когда Президент объявляет о начале программы поддержки села!
Летчики напомнили печальную историю семилетней давности, когда у одной региональной авиакомпании "Эйр Казахстан" по воле чиновников уже забирала четыре самолета "Як-42". Вскоре эти машины, новыми хозяевами ни разу толком не ремонтировавшиеся, отработали свой ресурс, а обслуживавшие их экипажи остались без работы. В итоге никчемные самолеты отдали неизбалованной правительственным вниманием и денежными вливаниями "Иртыш-Авиа", которой пришлось восстанавливать технику за собственный счет. Поэтому-то павлодарские специалисты предрекают, что в лучшем случае монополия, в которую искусственно превращают национального перевозчика, "не потянет свалившийся на ее плечи объем перевозок и благополучно загнется", как и вся авиационная отрасль. В худшем - "пассажиры будут летать на аварийных самолетах по космическим тарифам".
Но произойдет это, очевидно, без участия двухсот пилотов "Иртыш-Авиа", имеющих первый класс подготовки и международный допуск с географией полетов в 20-30 государств дальнего зарубежья. Потому что, как сказано в распространенном ими обращении, "наше правительство, подписывая документы, о людях не думает или думает в последнюю очередь". Если с нами так поступает правительство, - задаются вопросом авиаторы, - то у кого нам искать защиты и поддержки? |