Екатерина ВЫХУХОЛЕВА, "Финансовые известия", 25 февраля
На прошлой неделе крупнейшие автопроизводители мира - General Motors и Toyota Motor - объявили о своих намерениях расширять инвестиции в производство легковых автомобилей в Азии. Эти заявления вполне укладываются в общую для западных и японских автопроизводителей тенденцию. С одной стороны - продавать свои авто в странах, превосходящих западные по количеству населения. С другой - производить машины с наименьшими издержками. Скорее всего, самым желанным рынком будет КНР. Этой самой населенной стране мира к 2010 году прочат второе место по количеству автовладельцев после США.
Сегодня в Китае ежегодно производится и продается около 1 млн легковых автомобилей. По статистике правительства КНР, на каждые 10 тысяч человек в стране приходится 100 автомобилей. Для сравнения: в России на 1000 человек приходится 135 авто, а в США - 700. По самым скромным подсчетам, китайский авторынок к 2010 году может увеличиться на порядок. Китайские аналитики прогнозируют, что в конце нынешнего десятилетия в стране будет 70 млн автомобилей. Для того чтобы эти надежды стали реальностью, в 2001 году китайское правительство приняло специальную пятилетнюю программу "Вход легковых автомобилей в семьи". Власти оказывают материальную поддержку тем, кто собрался приобрести автомобиль, а заодно и тем, кто производит их на территории страны.
Сегодня в стране действуют 120 крупных заводов, производящих автомобили. Большинство из них - совместные предприятия с американскими, европейскими и японскими компаниями. Японцы намерены к 2003 году резко увеличить китайское производство своих машин. В перспективе предполагается, что все стадии производства - вплоть до разработки дизайна автомобиля - будут осуществляться на местах.
Крупнейший японский производитель - компания Toyota к 2010 году собирается производить в Китае 400 тысяч легковых машин в год. В октябре 2002 года в Тянцзине был выпущен первый "специально ориентированный на китайский рынок" автомобиль.
Конкуренты Toyota - Nissan и Honda в течение ближайших двух лет намерены увеличить ежегодный выпуск автомобилей до 100-150 тысяч в год. На первом этапе предполагается выпускать малолитражные и недорогие автомобили (покупательская способность китайцев пока невелика). К 2005 году концерны планируют начать производство местных автомобилей класса "люкс" под своими марками.
Японские производители, правда, намерены часть китайско-японских автомашин перевозить обратно. Считается, что их себестоимость будет гораздо ниже, чем у машин, произведенных на островах.
"Надо понимать разницу между "сделано в Китае" и "сделано Китаем", - считает старший научный сотрудник Токийского исследовательского института экономики, торговли и промышленности Чи Хун Кан. - Примерно половина из всей экспортируемой КНР продукции производится дочерними компаниями иностранных предприятий. Даже львиная доля китайских компаний производит товары, которые потом перепродаются под марками иностранных компаний. Фактически только мизерная часть экспорта действительно "сделана Китаем". В основном западные и японские компании сокращают издержки за счет стоимости рабочей силы - средняя зарплата китайского служащего составляет 100 долларов". (Для сравнения: минимум, на который может претендовать заводской рабочий без опыта в Японии, составляет примерно 1000 долларов.)
Впрочем, у Китая есть серьезные конкуренты. Это - Таиланд и Индонезия. В этих странах японцы также намерены активно развивать свое производство. Toyota заявила о том, что она вложит 180 млн долларов в один из местных заводов для производства машин под своей маркой. Неожиданный ход сделала и компания General Motors. Она намерена наладить импорт в КНР недорогих моделей Daewoo из соседней Южной Кореи. |