NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 08:03 ast
06:03 msk

Экономическая политика: индустриальный курс
Ж.Кулекеев: "В стране назрела необходимость разработки новой индустриальной политики"
21.03.2003 / экономика

Жаксыбек КУЛЕКЕЕВ, председатель Счетного комитета РК по контролю за исполнением республиканского бюджета
"Казахстанская правда", 20 марта

Многие отечественные политики и экономисты считают, что устойчивое развитие страны в перспективе можно обеспечить за счет экспортоориентированных сырьевых отраслей. Между тем уже сегодня серьезной проблемой становится отсутствие заметных структурных сдвигов в пользу передовых отраслей промышленности и замедление темпов роста в обрабатывающих отраслях, особенно в машиностроении. При этом инвестиционная политика государства не способствует коренному переустройству экономики.

Признание этих тенденций в качестве проблемных обуславливает важность определения ключевых ориентиров, на достижение которых должна быть нацелена политика Правительства. Во-первых, необходимо сохранить высокий темп экономического роста. Только благодаря этому можно обеспечить поступательное развитие казахстанского общества. Во-вторых, экономический рост должен опираться на прогрессивные структурные сдвиги. В-третьих, по мере улучшения общей ситуации требуется планомерное усиление социальной направленности экономической политики. В-четвертых, институциональная и структурная реформа должна повысить восприимчивость национальной экономики к глобальным изменениям и степень ее адаптации к новым вызовам и угрозам. Процесс создания условий для долгосрочного роста требует формирования необходимых институциональных структур и механизмов государственного регулирования, а также стимулирования технологического обновления в ведущих отраслях промышленности с помощью инвестирования.

В первые годы трансформации экономической системы республики в обществе утвердилось мнение, что выборочная поддержка отдельных отраслей приведет к консервации низкого уровня производства и полной их неприспособленности к новым условиям хозяйствования. Таким образом, зарождающиеся рыночные силы должны были самопроизвольно привести экономику к жизненно важной структурной перестройке. Поэтому индустриальная политика подменялась политикой ускоренной приватизации государственных предприятий наряду с привлечением инвесторов для промышленных гигантов на льготных условиях. Благодаря такой стратегии в промышленной сфере народилась новая плеяда собственников, которым по силам самостоятельно решать проблемы своих предприятий. Государство же отказалось от прямого вмешательства в их деятельность, отстаивая свои интересы с помощью косвенных методов регулирования, характерных для рыночной экономики.

Новые инвесторы проявили наибольший интерес к сырьевым отраслям, в которых отечественные предприятия имели естественные преимущества. В результате внушительные инвестиционные потоки не привели к позитивным структурным переменам в промышленности.

В сложившихся условиях в стране назрела необходимость разработки новой индустриальной политики - комплекса мер, направленных на ускорение сдвигов в отраслевой структуре производства в сторону передовых отраслей путем стимулирования выпуска наукоемкой, конкурентоспособной продукции. Согласно данному определению, подготовка индустриальной политики должна начинаться с выявления основных подходов и принципов государственного управления производственным сектором в условиях рынка и усиливающейся конкуренции между хозяйствующими субъектами.

Механизм воплощения промышленной стратегии в жизнь представлен системой прямых и косвенных регуляторов, широко применяемых в развитых странах. К экономическим, например, относится система налоговых и тарифных льгот, предусматривающая создание благоприятных условий для долгосрочного кредитования инвестиционных проектов, включая предоставление государственных гарантий на привлечение частных инвестиций. Кроме того, одним из факторов эффективного экономического регулирования является совершенствование механизма госзакупок, антидемпинговых и защитных процедур.

Правовые регуляторы состоят из законодательных и нормативных актов, регулирующих производственные отношения хозсубъектов на рынке и формирующих комплекс требований к организации производства, привлечению иностранного капитала и рабочей силы, защите, передаче и распространению новых технологий. Организационно-институциональные механизмы в свою очередь предполагают создание специальных органов государства для усиления его координирующей роли, а также проведение работы, способствующей концентрации усилий частных предприятий на решении проблем перестройки промышленности.

Мировой опыт показывает, как минимум, два подхода к разработке индустриальных программ. Суть первого сводится к селективной государственной поддержке стратегически важных отраслей, способных стать локомотивом экономического роста и структурных преобразований. Перед производителями ставятся задачи по освоению или увеличению выпуска той продукции, которая способствует модернизации и зарождению новых отраслей. Причем денежно-кредитная, налоговая, бюджетная, таможенная и тарифная, а также инвестиционная политика государства, прямо влияющая на деловую активность хозсубъектов, подчиняется национальным интересам страны по поддержке избранных отраслей экономики. Очевидно, перенос центра тяжести на укрепление селективных отраслей требует не только взвешенного определения приоритетов, но и серьезных административных усилий. Поэтому эффективная реализация индустриальной программы по такому сценарию возможна лишь в тех странах, где роль государства в регулировании торгово-экономических и производственных отношений очень сильна.

Согласно второму подходу, для всех без исключения производителей разрабатывается система равных мер господдержки, направленных на переход промышленности к инновационным технологиям. Тогда ведущая роль в улучшении структуры экономики принадлежит частным компаниям, а государство при помощи доступных инструментов придает этому процессу нужное направление, не оказывая никакого давления на поведение предприятий на рынке.

Если придерживаться второго подхода, главной составляющей новой индустриальной программы станет определение преференций и льгот, побуждающих инвесторов вкладывать средства в новые и в определенной степени рискованные проекты. Задача отнюдь не простая, поскольку связана с улучшением инвестиционного климата отдельных отраслей экономики. Поэтому еще на стадии разработки документа следует оценить инвестиционную привлекательность каждой отрасли с учетом специфики национальной экономики. При этом необходимо учесть, что, несмотря на некоторое улучшение общей ситуации, привлекательность обрабатывающей промышленности остается низкой, особенно в сфере производства наукоемкой продукции. В таких условиях без участия государства реальный прорыв в структурном обновлении экономики невозможен. Мероприятия по активизации инвестиционной деятельности должны учитывать равномерное распределение рисков между частным и государственным секторами экономики на стадии реализации проектов и ни в коем случае не должны снижать мотивацию к обновлению основных фондов и переводу производств на инновационные пути развития.

Как известно, в республике накоплены весомые внутренние сбережения в виде средств пенсионных фондов и депозитов населения и юридических лиц, которые представляют собой основной источник долгосрочного финансирования инвестиционных проектов. Образован Банк развития Казахстана - институт долгосрочного кредитования проектов, направленных на улучшение отраслевой структуры экономики. Однако ограниченность его кредитных ресурсов, отсутствие действенных механизмов превращения внутренних сбережений в инвестиционные вложения пока сдерживают их влияние на преодоление структурных проблем экономики. В этой связи целесообразно продолжать работу по расширению кредитных возможностей банка.

Особую актуальность приобретает и процесс усиления коммерческой направленности прикладных научных разработок. Во времена СССР существовали источники гарантированного финансирования отраслевой науки, поэтому прикладными исследованиями занимались преимущественно НИИ, исследовательские лаборатории и конструкторские бюро крупных предприятий. Сейчас же наблюдается определенная дистанцированность промышленных предприятий от науки, поскольку инновационная деятельность на протяжении ряда лет осуществлялась через привлечение иностранных инвестиций и передовых западных технологий. Многие исследовательские центры оказались не готовы к переменам, и в результате их разработки оказались невостребованными на рынке. Между тем бюджетное финансирование, осуществляемое по старинке, не способствует сближению науки с производством, а только увеличивает количество неактуальных исследований. Очевидно, требуются новые механизмы коммерциализации инновационных разработок. К примеру, можно создавать венчурные фонды с полноценными научными коллективами, способными удовлетворять рыночные потребности.

Устойчивый экономический рост в любом государстве во многом зависит от постоянного расширения способности населения по потреблению товаров и услуг, так как в структуре совокупного спроса потребительский традиционно доминирует. Между тем отечественные демографы не прогнозируют быстрого роста населения республики в ближайшее десятилетие. Следовательно, повышение жизненного уровня, постоянное увеличение располагаемого дохода граждан, наряду с инвестиционным спросом, тоже послужит фундаментом для экономического роста.

Не менее важная составляющая успеха - человеческий капитал. Сегодня большинство казахстанских семей ограничивается рождением двух или трех детей. По мере повышения жизненного уровня у родителей появляются возможности для обеспечения своих детей всем необходимым, в том числе хорошим образованием. В этом плане интересы власти и населения полностью совпадают. Однако в дальнейшем государство должно извлечь максимальную выгоду из ситуации, создавая благоприятную почву для всестороннего развития человеческого капитала, прежде всего улучшая качество высшего и специального образования. Кроме того, на фоне повышения уровня жизни люди будут предъявлять все более высокие требования к количеству и качеству потребляемых благ. Отсюда, с учетом структуры национальной экономики и природных особенностей нашей страны, нагрузка на окружающую среду будет постоянно расти. Следовательно, необходимо отрегулировать потребление общественных благ таким образом, чтобы экология не ухудшалась.

Нынешний стратегический интерес Казахстана - сохранение промышленного потенциала, его качественное обновление. В этой связи нельзя недооценивать роль Государственной программы индустриально-инновационного развития, готовящейся сейчас в Правительстве. К документу необходимо подойти со всей ответственностью, поскольку от эффективной его реализации во многом будет зависеть долгосрочный экономический рост в нашей республике.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Новые покупки казахстанских банков 31.03.2003
"Мы пришли для созидания" 31.03.2003
Им гора не по колено 29.03.2003
Казкоммерцбанк - снова лучший в Казахстане - Global Finance 29.03.2003
С глаз долой, из сердца вон 29.03.2003
Новое СП 29.03.2003
Итоги годового собрания акционеров ОАО "Казкоммерцбанк" 28.03.2003
Экологи тормозят "Баку - Джейхан" 28.03.2003
Европейский банк реконструкции развития заинтересован в тесном сотрудничестве с Казахстаном 27.03.2003
По решению Верховного суда РК размер штрафа к ТШО сокращен в 10 раз до 1,8 млн. тенге 27.03.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz