NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 16.04.2024 14:41 ast
12:41 msk

Война нефтепроводов
Китай и Япония оказывают на Россию давление, чтобы она наконец выбрала путь, по которому сибирская нефть пойдет на внешний рынок
09.05.2003 / экономика

Родриго Фернандес, "El Pais", 6 мая

Китай и Япония оказывают на Россию давление, чтобы она наконец выбрала путь, по которому сибирская нефть пойдет на внешний рынок.

И Япония и Китай используют все имеющиеся в их распоряжении средства, чтобы оказать на Россию давление в принятии неизбежного решения, играющего важнейшую роль для энергетического будущего азиатского континента. Должны ли русские провести нефтепровод к порту Находка, расположенному на берегу Тихого океана, или же нефть из месторождений в Восточной Сибири пойдет к китайской границе? И в том и в другом случае политические интересы играют такую же роль как и экономические.

В случае принятия решения в пользу первого из вариантов из Находки нефть будет перевозиться танкерами сначала в Японию, а затем уже в другие страны, такие как Южная Корея и даже Соединенные Штаты. Второй вариант ограничивает поставку восточносибирской нефти лишь пределами Китая. Сегодня в России развернулась настоящая война вокруг вышеназванных вариантов строительства нефтепровода. Первый вариант - выгодный для Японии - поддерживается нефтяной компанией "Лукойл". Однако ее соперником является, ни много ни мало, "ЮКОС", который после слияния с "Сибнефтью" превратился в одну из крупнейших нефтяных компаний в мире: ее запасы составляют 18400 миллионов баррелей нефти-сырца.

Вне зависимости от окончательного решения, которое должно принять Правительство Российской Федерации (а все указывает на то, что победителем окажется "ЮКОС"), исходной точкой нового нефтепровода станет Ангарск - город, построенный всего полвека назад и насчитывающий 250000 жителей. Город Ангарск был основан одновременно со строительством крупного нефтехимического комбината и является самым восточным пунктом, который захватывает сеть российских нефтепроводов. Именно здесь нефтепровод заканчивается и именно отсюда должно начаться строительство новых трубопроводов, благодаря которым станет возможна транспортировка российской нефти в Дацин (Китай) или к берегу Тихого океана.

Параллельно с войной за один из вариантов строительства нефтепровода идет и другое сражение: за строительство частных нефтепроводов, которых в России до сих пор нет. Вся сеть российских нефтепроводов принадлежит государству в лице компании "Транснефть". Против сложившегося положения вещей и ведут в последнее время борьбу нефтяные компании. Однако вплоть до настоящего момента российское государство не соглашалось отказаться от своего монопольного права на транспортировку нефти и позволить строительство частных нефтепроводов. Но, по мнению подавляющего числа экспертов, подобная практика сохранится еще ненадолго, потому как у правительства России нет достаточных средств для строительства новых необходимых стране трубопроводов для транспортировки нефти.

Со стратегической точки зрения строительство нефтепровода из Ангарска к Тихому океану гораздо предпочтительнее, чем вариант Ангарск-Дацин. Нефтяная компания "Лукойл", являвшаяся вплоть до конца прошлого года лидером российского нефтяного комплекса, вместе с Японией настаивает на строительстве нефтепровода, который свяжет Западную Сибирь с Тихим океаном (объем поставок - 50 миллионов тонн нефти ежегодно). Этот вариант поддерживает и "Транснефть", возглавляемая бывшим вице-президентом "Лукойл" Семеном Вайнштоком. Сторонники строительства нефтепровода Ангарск-Находка подчеркивают, что эта магистраль не только откроет более разнообразный рынок сбыта нефти, но и поможет Дальнему Востоку влиться в экономическую жизнь страны.

Нефтяной гигант "ЮКОС"

В это же самое время нефтяной гигант "ЮКОС", объединившийся на днях с "Сибнефтью", благожелательно относится к китайскому варианту и готов построить этот нефтепровод своими силами, если государство откажется от своей монополии на транспортировку нефти. Несмотря на то, что вариант Ангарск-Дацин лишен геополитической важности тихоокеанского проекта, у него также есть свои плюсы. Прежде всего, он будет короче того, что должен связать Ангарск с Находкой, и "ЮКОС" единолично может гарантировать поставку нефти, которая потечет по этому трубопроводу. Максимальный объем поставок этого нефтепровода ежегодно будет составлять 30 миллионов тонн, а строительство магистрали из Ангарска до китайской границы обойдется в 2000 миллионов евро.

Для прокладки нефтепровода до Находки не только придется пройти более значительное расстояние (4000 км), но и пересечь при этом труднопроходимую гористую местность, что сразу увеличивает стоимость проекта до 5000 - 6000 миллионов евро. Но самая главная проблема, существование которой признал даже сам Вайншток - "отсутствие 50 миллионов тонн нефти, которую требуется поставлять в Находку". А это означает, что проект нерентабелен.

Тем не менее, это не означает, что государственная нефтяная компания "Транснефть" полностью отказывается от строительства трубопровода Ангарск-Находка. В особенности после того, как японцы выразили свою готовность частично профинансировать проект. Глава национальной японской нефтяной корпорации (JNOC) Есиро Камата (Yoshiro Kamata) посетил в середине апреля Владивосток, где заявил, что его страна готова вложить более 1000 миллионов евро в строительство нефтепровода Ангарск-Находка. Кроме того, Вайншток отметил, что правительство может принять решение в пользу тихоокеанского варианта, несмотря на его нерентабельность, руководствуясь исключительно геополитическими мотивами.

Безусловно, позиции Михаила Ходорковского - президента "ЮКОС" значительно окрепли после слияния с "Сибнефтью", потому как, по мнению значительного числа российских политологов, эта, последняя, имеет большое влияние на Кремль. И сегодня можно практически со стопроцентной уверенностью утверждать, что российское правительство выберет именно китайский вариант - более короткий и реалистичный. Премьер-министр России Михаил Касьянов уже высказал свое мнение по этому вопросу. Однако, по-прежнему остается загадкой позиция российского президента Владимира Путина, а именно ему и будет принадлежать окончательное решение.

Нефтепровод вблизи берегов Байкала

Не так давно стало известно, что планируемый нефтепровод пройдет не вдоль северного, а вдоль южного берега знаменитого озера. Это позволяет - по крайней мере, теоретически - провести магистраль как в Находку, так и в Китай: два нефтепровода могли бы разойтись в Чите.

Между тем, работа над китайским вариантом проекта практически завершена: ее проделала Ангарская нефтехимическая компания, два года назад приобретенная "ЮКОС". Директор компании Владимир Анисимов не скрывает, что по-прежнему осталось несколько нерешенных проблем, самая главная из которых - экологическая: близость прохождения трубопровода к Байкалу и угроза заражения озера. Общая протяженность китайского нефтепровода до Дацина составит 2247 километров, однако, российская сторона должна будет построить лишь 1452 километра до границы с Китаем, который обязуется завершить строительство трубопровода на своей территории. Анисимов надеется, что строительство магистрали начнется уже в этом году, а в 2005 она вступит в действие. Вплоть до 2009 года ежегодный объем поставок нефти будет составлять 20 миллионов тонн, а с 2010 года он увеличится до 30 миллионов тонн в год. В настоящее время "ЮКОС" ежегодно добывает 15 миллионов тонн из своих месторождений в Томской области, в планах компании увеличить до 13 миллионов тонн добычу нефти в Красноярском крае (Эвенкийский автономный округ) и до 18 миллионов тонн добычу нефти в Якутии.

Перевод: Гонсалес Анна, ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 08 мая 2003, 18:03


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Нацбанк оптимистично оценивает экономические перспективы страны в 2003 году 31.05.2003
"Казахтелеком" (Казахстан) выплатит за 2002 год 296,63 тенге дивидендов на 1 простую акцию 31.05.2003
Золоту нужны и "золотые" головы 31.05.2003
Поступления в бюджет РК от реализации рыбной продукции мизерные 31.05.2003
Цены на нефть рухнут летом 31.05.2003
США не будут вводить "внутренний" доллар 31.05.2003
Без $25 млрд 31.05.2003
"Казахтелеком" выплатит дивиденды по итогам 2002 года в размере 2,160 млрд. тенге 30.05.2003
Раз, два, три – продано! 30.05.2003
Инвестиционная программа НК "Казахстан Темир Жолы" в 2003 году составит 44 млрд. тенге 30.05.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
16.04.24 Вторник
82. БАЙМУХАНОВ Амангельды
75. АБУОВ Кадырбек
74. АСАНБАЕВА Роза
74. КИСТ Виктор
73. СИЙРБАЕВ Ерсерик
72. ЛЕНИВЦЕВ Виктор
71. ШАЛАХМЕТОВА Тамара
70. МЫРХАЛЫКОВ Жумахан
69. БАРКИН Эллен
69. ПЫХТИН Владимир
69. ШЕКАЛИН Юрий
68. АРТЮХОВ Николай
66. КАСЫМОВА Карлыгаш
64. АБДИМОЛДАЕВА Найля
64. КАМАЛХАНУЛЫ Бадельхан
...>>>
17.04.24 Среда
74. ТЛЕМИСОВ Нурлан
73. КУДАЙБЕРГЕНОВ Амангали
72. БАЙМАХАНОВА Галина
71. СУЛТАНГАЛИ Серик
70. ЕСЕНБАЕВ Марат
70. САТТАРОВ Исрапул
69. АСЫЛБЕКОВА Гулюм
69. ЖАКЫПОВ Мирбулат
68. БУРИБАЕВ Аскар
68. САГЫНГАЛИ Алма
68. ТЛЕУМУРАТ Шабден
67. БОРИСЕНКО Александр
67. КАИРГЕЛЬДИНОВ Оразгельды
67. КАЛИЕВ Еркин
66. ПОСМАКОВ Петр
...>>>
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz