Елена БУТЫРИНА, "Панорама", 16 мая
В июне в Киеве пройдет V заседание смешанной украинско-казахстанской комиссии по экономическому сотрудничеству, на котором стороны обсудят перспективы развития отношений двух стран в нефтегазовой сфере. Как сообщила Панораме пресс-служба госкомпании "Укртранснафта", в частности, будет рассмотрена возможность строительства перемычки между двумя существующими нефтепроводами Тенгиз - Новороссийск и Одесса - Броды, а также вопрос участия Украины в освоении полезных ископаемых Казахстана.
Как известно, украинская сторона предлагает задействовать маршрут транспортировки казахстанской нефти, доставляемой по трубопроводу Тенгиз - Новороссийск Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) до Тихорецка, а оттуда в направлении Лисичанска, Кременчуга, с подключением к системе Одесса - Броды. При сооружении межсистемной перемычки для соединения КТК с украинской системой магистральных трубопроводов в этом проекте можно было бы частично задействовать те нефтепроводы, которые ранее практически бездействовали, например, участок Великотск - Лисичанск, который в прошлом году не работал из-за введения в строй Россией обходного трубопровода Суходольная - Родионовская.
Говоря о предполагаемых рынках сбыта казахстанской нефти, в пресс-службе сообщили, что в настоящее время Украинский Институт транспорта нефти изучает возможность строительства отрезка нефтепровода, соединяющего Одессу - Броды с НПЗ предполагаемой мощностью от 1,5 млн до 3 млн тонн в год, который может быть построен на территории Молдовы для переработки каспийской нефти. Стороны договорились об активизации работы в этом направлении, в частности, уже создана двусторонняя рабочая группа. Помимо этого, обсуждается вопрос расконсервации строительства нефтетерминала в Джурджулештах на Дунае и об увеличении его пропускной способности с 2 млн до 3 млн тонн нефтепродуктов в год. Данный проект может "подвинуть" российскую компанию "Лукойл", давно имеющую виды на этот нефтетерминал для укрепления своих позиций на южно-европейском рынке сбыта нефти.
Кроме того, по информации пресс-службы, недавно ОАО "Нефтехимик Прикарпатья" (Надвирнянский НПЗ, Ивано-Франковская область) и компания "Ческа Рафинерска" направили в "Укртранснафту" запрос о ежегодной поставке каждому из них до 2 млн тонн каспийской нефти. Причем "Нефтехимик Прикарпатья" даже предоставил график поступления нефти.
Сейчас в Украине рассматривают и вариант, когда нефтедобывающая компания, работающая в Ираке и на Каспии, заключит контракт на поставку иракской нефти на польские НПЗ. По мнению представителей "Укртранснафты", поскольку транспортировка углеводородов из Ирака пока сопряжена с некоторыми сложностями, не исключено замещение иракской нефти каспийской. Подобная схема возможна, если Польша в рамках раздела нефтеносных месторождений Ирака на секторы сможет самостоятельно заняться добычей в рамках выделенной ей квоты, которую затем может обменять на каспийскую нефть. Напомним, что Польша, активно поддерживавшая антииракскую коалицию, стала одной из четырех держав (наряду с США, Англией и Австралией), получивших контроль над оккупированным Ираком, в частности, над "верхнеюжной зоной" (между Багдадом и Басрой), где, впрочем, по некоторым оценкам, сосредоточены довольно незначительные нефтеносные слои.
По информации "Укртранснафты", для доставки же иракской нефти к терминалу "Южный" системы Одесса - Броды можно будет задействовать нефтепровод Киркук-Джейхан с пропускной способностью около 50-60 млн тонн в год, который функционировал еще в бытность программы "Нефть в обмен на продовольствие". Оттуда нефть может идти в реверсном режиме по магистрали Самсун - Джейхан, а из Самсуна доставляться танкерами на терминал "Южный". Однако, учитывая то, что линия Самсун - Джейхан пропускной способностью около 100 млн тонн в год еще только в проекте, на реализацию которого потребуется, по различным подсчетам, от 3 до 5 лет, а завершение строительства участка Плоцк - Гданьск планируется не ранее 2005 года, Польша может рассчитывать на получение иракской нефти отнюдь не скоро. Известно, что сегодня консалтинговая компания PriceWaterhouse Coopers презентует в Киеве концепцию бизнес-плана по достройке польской части нефтепровода Одесса - Гданьск.
Пока тот же Европейский Союз (ЕС) заявляет о своем предпочтении казахстанской нефти, нежели, к примеру, российской, с учетом того, что с 2005 года в ЕС начнут действовать новые стандарты относительно содержания в нефти серы и сульфидов.
По данным пресс-службы, ОАО "Укртранснафта" в январе-мае этого года отгрузила с терминала "Южный" девять танкеров нефти общим объемом 767 тыс. тонн. В настоящее время в нефтепроводе Одесса - Броды находится 100 тыс. тонн технологической нефти (при необходимых 600 тыс. тонн), готовятся контракты на получение кредитов на закупку остального объема нефти. С начала года "Укртранснафта" отгружает нефть Тюменской нефтяной компании, поступающую на нефтетерминал "Южный" по маршруту Мичуринск (РФ) или Великотск - Кременчуг - "Южный" (с использованием 52-км отрезка нефтепровода Одесса - Броды). По этому маршруту в 2003 году планируется дополнительно прокачать 4 млн тонн нефти и достичь полной загрузки его мощностей (18 млн тонн).
Ранее сообщалось, что в мае 2002 года была сдана в эксплуатацию первая очередь нефтетранспортной системы "Одесса - Броды". Ее пропускная способность составляет 9-14,5 млн тонн нефти в год с резервуарным парком 200 тыс. кубометров. Морской нефтяной терминал "Южный" способен принимать танкеры дедвейтом до 100 тыс. тонн. Предусматривается расширение мощности нефтепровода до 40-45 млн тонн в год с резервуарным парком 600 тыс. кубометров. |