Зауреш БАЛКЕНОВА, "Око", 27 июня
Вопрос о том, как выманить неучтенные доходы населения под солнце фискальной политики, пожалуй, вечен для отечественных налоговых служб. Грядущее значительное снижение ставок подоходного и социального налогов можно расценивать, как очередной шаг правительства к легализации доходов "определенной категории граждан".
Обсуждение проекта поправок в Налоговый кодекс в связи с изменениями налоговых ставок вызвало противоречивую реакцию у депутатов мажилиса. "Уменьшение максимального подоходного налога с 30 до 20 процентов не коснется основной массы населения, доходы которой подпадают под минимальную
5-процентную ставку, - заявил в своем докладе министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов. - Мы рассчитываем вывести из тени тех плательщиков, чьи доходы превышают уровень средних". Пока число таких граждан в республике, официально отчисляющих в казну государства максимальный подоходный налог, до неприличия мало. Всего 850 человек, большинство которых работает в национальных компаниях страны. По нехитрым арифметическим расчетам, каждый из них получает зарплату в размере свыше полумиллиона тенге. А сколько еще таких высокооплачиваемых персон, кому подносят их весьма нескромное жалованье строго в конвертах, можно только догадываться.
По убеждению финансистов страны, снижение налоговых ставок будет во многом способствовать выходу скрытого капитала из тени и представляет собой единственный цивилизованный метод борьбы за легализацию доходов граждан. Депутат Калиев высказал категорические возражения по этому поводу: "Мы все знаем, что подобные меры в России не дали никаких ощутимых результатов. Это выглядит, к примеру, так же, как повышение зарплат в наших судах, которое никоим образом не отразилось на количестве взяток в судебной системе. Более того, не приведут ли вариации с налогами к той ситуации, когда бедные станут еще беднее, а богатые еще пуще разбогатеют? Ну а те, кто получал в конвертах, тот и дальше будет получать в них", - заявил напоследок мажилисмен. На самом деле, при нашей сложившейся налоговой культуре поверить в то, что толпа нелегалов побежит завтра декларировать свои доходы, очень трудно. Оглянитесь, кто у нас живет лучше всех? Правильно - кто умело обкрадывает государство. А кто у нас не скрывает доходы? Кому и скрывать, собственно, нечего.
Установление дифференцированной шкалы социального налога от 20 до 7 процентов несет для работодателей значительное облегчение налогового бремени. Это тоже должно послужить стимулом для работодателей в декларировании реальной заработной платы. Говорить об экономической выгоде уменьшения налоговых ставок пока еще рановато. Но вот предполагаемые потери для бюджета страны известны уже сегодня. Даже при запланированном росте заработной платы в среднем на 11 процентов потери бюджета составят около 8 миллиардов тенге. Речь идет только о двух видах налогов. Из-за снижения НДС до 15 процентов предполагаемые убытки государственной казны составят порядка 14,2 миллиарда тенге.
И, конечно, у депутатского корпуса возникли вопросы: а есть ли у правительства схемы возмещения этих миллиардных потерь? По словам министра экономики, расчеты среднесрочной фискальной политики будут во многом зависеть от "сырьевой конъюнктуры" и "умелого администрирования" бюджета. О том, какой темный лес прячется за политикой налогообложения в сырьевом секторе, не могут порой дать объяснения сами руководители фискальных органов. Впрочем, по мнению депутата Калиева, глубоко копать не надо. В той ситуации, когда основные добывающие предприятия находятся в иностранной собственности, для которых установлен непомерно низкий роялти - до 5 процентов (в США этот налог достигает 75 процентов), а реальные доходы этих компаний окутаны мраком, то на какие налоговые поступления можно рассчитывать в этом секторе, это еще вопрос. Хотя, не исключено, что девятый вал корпоративных налогов может свалиться в результате очередного "умелого администрирования" бюджета. По крайней мере, Налоговый кодекс должен вернуться в стены парламента этой осенью. Теперь уже правительство готовит ряд изменений относительно системы налогообложения в сырьевом секторе. |