NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 00:53 ast
22:53 msk

Леонид Григорьев: Казахстан - реформы без копирки
Средние темпы прироста реального ВВП в Казахстане за 2000-2002 годы превышают 10 процентов, что выводит страну едва ли не на первое место в мире по этому показателю
04.07.2003 / экономика

Регнум.Ру, 3 июля

В России привыкли интересоваться мировыми экономическими новостями: нефть, курс доллара, застой в Японии, кризис американской биржи. Но, оказывается, не менее любопытны и поучительны экономические события вокруг нас, на территории бывшего СССР.

Средние темпы прироста реального ВВП в Казахстане за 2000-2002 годы превышают 10 процентов, что выводит страну едва ли не на первое место в мире по этому показателю. Прогноз лет на десять вперед дает рост примерно в 7 процентов, что может создать один из тех редких прорывов к новому уровню развития, которых мы после "тигров" ЮВА не видели. Поставленная в недавнем Послании Президента России задача удвоения ВВП к этому году предусматривает увеличение средних темпов прироста за оставшиеся годы до чуть более 8 процентов. Сходство двух экономик столь же велико, как и проблем, так что высокие темпы роста выступают как бы примером и вопросом: почему опаздываем? Разумеется, Казахстан при распаде СССР был достаточно щедро наделен минеральными ресурсами. Но широкие потенциальные возможности имеют многие страны, а используют сполна лишь некоторые. Это ускорение, которое нуждается в своем осмыслении: временный успех или долгосрочное явление, которое содержит урок для других?

Макроэкономический фон

При аналогичной российской экономической структуре с преобладанием экспорта продукции нефтяной и горнодобывающей промышленности, Казахстан ищет пути модернизации. Этот опыт представляет безусловный интерес, тем более что позволяет увидеть вполне прагматичный инструментарий экономической политики, а также более ясно оценить наши интеграционные возможности.

В 2002 году Казахстан вышел по объему ВВП на 86 процентов от уровня начала 90-х годов. Руководство страны поставило задачу удвоить реальный ВВП к 2007 году и увеличить пропорционально основные экономические показатели, что, по всей видимости, и будет сделано. В 2002 году ВВП составил в долларах 24,4 миллиарда, а к 2010 превысит по прогнозам 60 миллиардов долларов, при среднегодовых темпах прироста в 7,2 процента. При населении в 14,8 миллиона человек размер ВВП на душу населения вырастет с 1,64 до 4 тысяч долларов. Это пока ниже уровня стран Центральной и Восточной Европы, но может оказаться сравнимо с уровнем России, а то и оказаться самым высоким показателем в СНГ. Такое развитие событий повышает престиж Казахстана на фоне довольно блеклых прогнозов во многих странах мира.

Экономический рост опирается на довольно устойчивую макроэкономическую основу. Курс тенге к доллару (в пределах 150-155) держится уже пару лет. Инфляция на потребительском рынке снизилась с 13 процентов в 2000 году до менее 6 процентов в 2002 году при практически нулевом, заметим, росте цен реализации в промышленности. При безработице в 9,5 процента (МОТ - конец 2002 года) и 60 процентной доле частной экономики сложилось, по всей вероятности, то равновесие, которое сдерживает инфляционные процессы, оставляя государству возможность использовать свои растущие доходы для решения социально-экономических проблем.

Кризис 1998 года привел к обесценению обязательств, в том числе и государственных, что позволило в тот период фактически снять избыточные нефинансируемые мандаты и одним ударом де факто провести реформу в сфере жилищных услуг. Соответственно, бюджетный дефицит 1999 года в почти 70 миллиардов теньге (около 600 миллионов долларов) упал в 2000 году до 3,3 миллиарда теньге. С 2002 года бюджет достиг профицита, который, кстати, прогнозируется вперед на несколько лет. Общий уровень бюджетных доходов в 2002 году оценивается в 22,6 процента ВВП, в том числе от нефти - в 4,4 процента. На 2003 год общие доходы прогнозируются в 26 процентов ВВП, при 7,8 процента от нефти (это показатель в дальнейшем к 2010 году снижается до 3,5 процента ВВП). Колебания в основном отражают динамику нефтяных доходов - остальные доходы довольно устойчиво исчисляются в 18 процентов ВВП.

Широкое развитие соглашений о разделе продукции подтолкнуло добычу нефти на ранних этапах, но принесет еще больше доходов после периода возмещения инвестиций. Отметим, что сравнительно низкие государственные расходы отражают раннюю стадию развития. У страны заметно меньшая нагрузка по поддержанию отдаленных районов, военных и всяких иных расходов, которые несет Россия по историческим причинам. Так что скорее высокие темпы экономического роста идут параллельно с ростом накопления, нежели просто являются результатом сжатия государства, играющего весьма значительную роль в экономике. Правда, правительство обладает редким правом финансового вето на расходные предложения парламента, так что казахские финансисты могут наслаждаться своим хорошо защищенным профицитом.

Структурные реформы

Важно отметить, что основные реформы в стране были проведены еще в середине 90-х годов, так что фактор институциональной стабильности работает на развитие.

Казахстан уже имеет Таможенный кодекс, Налоговый и работает над Бюджетным. Правительство располагает де-факто финансовым вето на законопроекты, ведущие к росту расходов или снижению доходов. Институциональные и структурные реформы облегчила централизация управления. Соответственно, соседям не чужды наши бюрократические барьеры, с которыми они начинают бороться. Избыточное лицензирование всего и вся в столице выглядит как большая проблема, лишающая прав и возможности инициативы на местах.

Отметим пенсионную реформу, которая с 1998 года начала резко менять соотношение между государственным и частным обеспечением. На 1 апреля 2003 года пенсионные накопления составили 1,9 миллиарда долларов. Активы НПФ растут параллельно банковским и стоят уже вровень, как собственно и должно быть в рыночной экономике. По структуре портфеля к апрелю доля государственных бумаг за пять лет снизилась со 100 до 50 процентов, открыв значительные возможности внутреннего небанковского (и более долгосрочного) кредитования.

Налоги и амнистия

Тем не менее Казахстан продолжает снижения налогов. НДС будет снижен с 16 до 15 процентов (2004 год). Социальный налог при введении регрессионной шкалы - с 20 до 7. Налоговую нагрузку предполагается снизить с 22 до 19 процентов ВВП. Высшая ставка личного подоходного налога опустится с 30 до 20 процентов, повышается необлагаемый минимум и т.п.

Правда, при относительно низкой общей налоговой нагрузке в целом на нефти лежит значительная роль высвобождения остального бизнеса из-под пресса - по расчетам МВФ, доходы от нефти в 2001-2005 годах колеблются (при консервативных прогнозах на цену нефти) в пределах 1-1,5 миллиарда долларов, что составляет примерно четверть от стоимости нефтяного экспорта. На этом фоне Казахстан пытается высвободить средства для накопления, в частности для малого предпринимательства.

Один из самых интересных экспериментов Казахстана на постсоветском пространстве - налоговая амнистия. Напомним, что в России за 200 неуплаченных минимальных зарплат можно попасть в тюрьму на пару лет (при сроке давности - 6 лет). Казахстанский эксперимент в июне - июле 2001 года занял 22 дня (первоначально планировалось только 12), по ходу включил в себя уничтожение всех налоговых деклараций за пять лет. Он принес 480 миллионов долларов на спецсчета банков (порядка 2 процентов ВВП), с которых при этом не брали налогов. Целью закона "Об амнистии граждан Республики Казахстан при легализации им денег" по логике была именно легализация средств и укрепление банковской системы. Вывод капиталов из-за границы был невелик - около 10 процентов, как и в других амнистиях. Налоговые амнистии - трудное дело, хотя они прошли в целом ряде стран: США (ряд штатов), Италии, Индии и др. Думается, что нам бы этот опыт пригодился, а то понемногу амнистируем всех, кроме собственного нового среднего класса, о формировании которого так много заботимся.

Промышленность и торговля

Промышленность Казахстана исторически носит преобладающе горнорудный характер. Рост выпуска продукции в последние годы опережал рост реальной заработной платы (6-8 процентов в год), так что удалось сохранить равновесие между ростом издержек и производительности труда.

Минеральные продукты и металлы занимают 84 процента экспорта и лишь 2 процента - машины и приборы. Соответственно, в импорте доминирует последняя группа - 43 процента. Это обстоятельство указывает на превращение доходов страны в фактор развития.

Естественно торговый баланс страны положительный и будет оставаться таковым на уровне 2-3 миллиардов долларов при быстром росте как экспорта, так и импорта (в 2002 году, соответственно: 10,4 - 7,9 миллиарда долларов). Географическая структура экспорта отражает, видимо, не только места потребления, но и структуру собственности компаний - 20,7 процента идет на Бермудские острова, 15,7 - в РФ, 10,5 - в Китай. По прогнозам общий экспорт удвоится в 2010 году при сохранении доли нефти на уровне половины ее стоимости.

Экспорт собственно нефти, по консервативным оценкам, вырастет с 39 до 84 миллионов тонн в 2010 году. То есть, если Россия сейчас производит 2,7 тонны нефти на душу населения, то Казахстан примерно 3,3 и 2,5 тонны на душу населения экспортирует. Прокачка такого объема ставит проблему развития трубопроводов. Его нелегко будет пропустить через существующие (то есть старые советские) трубы, что неизбежно ("нефть дырочку найдет") приведет к расширению трубопроводных мощностей на российской территории. Южное направление пока политически осложнено, но, по-видимому, нефтепровод Баку-Джейхан в конце концов будет построен не для азербайджанской, а преимущественно для казахской нефти, что снизит конкуренцию "за трубу" с российскими компаниями при экспорте нефти по нашей территории.

Капиталовложения

Ключевой задачей Казахстана, естественно, является уход от сырьевой основы хозяйства в пользу более высокой степени обработки продукции. До недавнего времени экономическая ситуация делала эту проблему малоактуальной, но рост и нефтяные доходы все меняют. Последнее помогло снять государственную нагрузку с инвестируемых сбережений и начался быстрый рост капиталовложений. Значительную роль сыграл приток иностранных инвестиций, объем которых (по инвестиционной позиции) к концу 2002 года составил примерно 15 миллиардов долларов. Страна начинает получать доходы от иностранных инвестиций, приток которых в последние годы достигал в среднем 2 миллиарда долларов (прогноз - в среднем 2,5 миллиарда в год) - сравнимой с российскими величинами.

За последнее время Казахстан заметно сократил свой внешний долг (выкупил еврооблигации) до 29 процентов ВВП (исключая займы компаний), сохранив валютные резервы на уровне 3 миллиардов долларов. Одновременно было потрачено столько же на строительство новой столицы в Астане. Увеличивается капитализация Банка развития - примерно 1 миллиард плюс около полумиллиарда долларов в бюджете на 2003 год.

В России идет сложная дискуссия о стабилизационном фонде для амортизации колебаний бюджетных доходов. В Казахстане уже создан Национальный стабилизационный фонд, который получает 10 процентов от обычных доходов бюджета от нефти и все сверхдоходы при цене нефти сверх 19 долларов за баррель. НСФ достиг отметки в 2 миллиарда долларов и вскоре будет иметь 3,5 миллиарда. Внутренний уровень ставок может характеризоваться тем, что трехмесячные государственные облигации в 2002 году имели ставку в 5,8 процента. Естественно, есть проблема сохранения резервного капитала страны в ситуации, когда внутренний рынок еще не развит, риски накопления велики. Опасность бесконтрольного инвестирования или просто расширения потребления, очевидно, осознается. Так что для снижения рисков средства вкладываются в иностранные ценные бумаги. В итоге Казахстан импортирует значительные объемы прямого капитала и вывозит портфельный, что, на наш взгляд, весьма разумно для нынешней ситуации в стране. Для сравнения: Россия вывозит прямой капитал (первое место в Центральной и Восточной Европе) и импортирует портфельный.

В конечном итоге начался значительный рост капиталовложений. Норма накопления в ВВП (как и сбережений) выросла с 16-18 процентов в 1999-2000 годах до 28 в 2002. Ожидается, что сбережения и накопления будут оставаться в ближайшие годы на уровне, близком к 30 процентам. С этой же целью предполагается рост государственных инвестиций с 2 до 4 процентов ВВП в основном на инфраструктурные проекты: дороги, питьевая вода и т.п., - которые трудно поднять частному бизнесу.

Новые задачи

В апрельском Послании Президента Казахстана Н.Назарбаева в качестве приоритетов рассматривается развитие сельского хозяйства, центров высоких технологий и машиностроения (нефтегазовое), транспорта. Поставлена задача к 2007 году решить проблему бедности и безработицы, выйти на стандарты ЕС по финансовому сектору. С этой целью в мае этого года предложен проект Закона "О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций", который предусматривает создание единого органа регулирования и надзора в этой области - нечто аналогичное реформе в Великобритании некоторое время назад. В случае успеха этот шаг позволит подтянуть уровень финансовых организаций и рынков до потребностей инвестиционного процесса в стране, что особенно важно для экономики, экспортирующей капитал - иначе он просто начинает по капле растворяться в мировой финансовой системе.

Казахстан вышел из кризиса переходного периода, но сохраняет массу черт старой экономики. Огромные пространства требуют высоких вложений в инфраструктуру, больших денег на развитие здравоохранения и образования. Переход к высоким технологиям предполагает гораздо более либеральную среду.

Казахстан, решая свои проблемы и наблюдая за нами, движется по прагматичному, но решительному курсу. В ряде областей (пенсионная реформа, амнистия, инвестиционный фонд и т.п.) он фактически вынужден был взять на себя риск эксперимента в постсоветском пространстве (поскольку наши дебаты не переждешь). Интеграционные процессы должны успевать за индивидуальной динамикой - чем дальше, тем больше будут различаться внутренние условия хозяйствования в каждой из стран. Выравнивать экономическое пространство логично по более продвинутым элементам, что требует более детального анализа и, вероятно, неформальной координации. В частности условия вступления в ВТО стоило скоординировать с тем, чтобы переходный период использовать для сближения общего экономического пространства и создания лучших условий для регионального развития. Тем более что Россия и Казахстан, по всей видимости, единственные страны с положительными платежными балансами в СНГ, а значит экспортируют капитал.

В целом история Казахстана последнего десятилетия не показывает нам ни либерального рая (хотя и при низкой налоговой нагрузке), ни опоры только на иностранный или крупный финансовый капитал. Ускорение роста пришло как результат нетривиальной комбинации: достаточно раннее формирование в середине 90-х годов (с минимумом последующих изменений) институционального базиса рыночной экономики; прагматичный подход к решению текущих проблем (СРП, налоговая амнистия и пр.); установление макроэкономической стабильности; и, конечно, раскрутка нефтяного экспорта. Ясно, что интеграционные процессы в постсоветском пространстве должны учитывать характер значительного по размерам хозяйства Казахстана, которое вышло из кризиса и развивается по своим законам.

Расширенная публикация статьи из "Российской бизнес-газеты" (10 июня 2003 г., № 21-22)

ОБ АВТОРЕ: Григорьев Леонид Маркович – кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, президент Ассоциации независимых центров экономического анализа


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Национальная компания "Казахстан темир жолы" сегодня презентовала первую партию новой путевой техники 31.07.2003
Нефтяной передел. С разломом 31.07.2003
Газовый суверенитет Китая 31.07.2003
Усиление евро повышает стоимость жизни 31.07.2003
Пресс-релиз Нацбанка РК 30.07.2003
В июле индекс цен на продтовары составил 99,2 процента 30.07.2003
Чистый доход "Казахтелекома" по итогам первого полугодия вырос на 51,2% до 7,9 млрд. тенге 30.07.2003
В Казахстане начала действовать автоматизированная система диспетчерского управления магистральными газопроводами 30.07.2003
Строительство магистрального газопровода Амангельды-Тараз завершено 30.07.2003
Над долларом довлеют сомнительные перспективы экономики США? 30.07.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz