Филипп ЛЕГКОСТУП, "Казахстанская правда", 7 августа
Как уже сообщала "Казахстанская правда", весной этого года начата реализация крупномасштабного проекта "Регулирование русла реки Сырдарьи и Северного Аральского моря". На Айтекском гидроузле полным ходом идут работы по строительству нового гидротехнического сооружения, которое позволит в два раза увеличить попуски воды. Начал реализовываться, пожалуй, самый важный компонент проекта - строительство Малого Арала.
В Аральском районе начаты подготовительные работы по возведению Кокаральской перемычки. Здесь задействовано несколько строительных организаций. Они занимаются главным на подготовительном этапе делом: прокладывают дороги и возводят рабочий поселок. Павлодарская строительная компания "АИСУ-Мелиорация" до конца года построит дорогу от поселка Каратерень до места будущей перемычки, а это 21 километр. Дорожники с честью выдержали испытания и полностью выполняют тендерные условия. Работают строители с высоким качеством. Проложена уже треть дороги.
На строительстве рабочего поселка заняты кызылординские акционерные общества "Арна" и "Энергия" и алматинская компания "Джеки". Здесь собираются щитовые дома, объекты соцкультбыта. Будут возведены клуб, магазин, баня, столовая, медицинский пункт. Появятся спортивные площадки и даже корт для большого тенниса. Строители спешат, стараясь сделать как можно больше в теплое время года. Ведь поселок должен быть сдан к концу года, поскольку уже в первом квартале 2004 года начнется сооружение самой плотины.
По проекту длина новой Кокаральской перемычки составит 17 километров. Ей предстоит отделить Северную часть Аральского моря от основной. Как известно, две прежние перемычки, построенные народным методом, не выдержали испытание штормами. Высота новой плотины будет 6 метров, а ширина - 300. По заключению экспертов, эти параметры позволят ей выдержать натиск штормовых волн все еще грозного Арала. Но, чтобы исключить неожиданности, будет построено гидротехническое сооружение, через которое предстоит сбрасывать лишнюю воду из Малого Арала в основной. Это обезопасит плотину от разрушения и гарантирует сохранение Северной части Аральского моря.
Есть еще одна важная деталь - создание новых рабочих мест. Сегодня 70 процентов строителей - кызылординцы. А в следующем году, когда начнутся работы по возведению плотины, из местных жителей будут готовить специалистов, которые смогут обслуживать гидросооружение и другие объекты Кокаральской перемычки. Строителям же предстоит реконструкция Аклакского гидроузла. Необходимо будет построить шлюзы на пяти каналах и дать воду озерным системам, что позволит заняться промышленным рыболовством. |