"Хабар", 7 августа
Так ежегодно происходит перед началом весенних и осенних полевых работ. Но даже по сравнению с прошлой уборочной страдой бензин подорожал на 46 процентов. Самый резкий скачок был в Южно-Казахстанской области. Дизельное топливо подорожало сразу на 10 тенге. Сезонное колебание цен на горюче-смазочные материалы стали для нас таким же привычным явлением, как времена года. Некоторое снижение стоимости бензина зимой и летом сменяются лихорадочным повышением весной и осенью. По данным наших собственных корреспондентов, уровень роста стоимости ГСМ в различных областях колеблется от 2-3 до 9-10 тенге. Единственная область, где цены на бензин остались прежними - Атырауская. Объясняется это не присутствием в регионе НПЗ, а тем, что цены на бензин здесь были и остаются самыми высокими по республике. Наличие нефтеперерабатывающего завода не спасает потребителей от произвола местных производителей. Так в Южно-Казахстанской области только две недели назад дизельное топливо стоило 22 тенге. Сегодня, в разгар уборочной кампании, дехкане вынуждены приобретать его на 10-12 тенге дороже. В соответствии с законом все три нефтеперерабатывающих завода - Южно-Казахстанский, Атырауский и Актюбинский - включены в государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее положение. А Шымкентский внесен в этот список еще и по реализации нефтепродуктов. Агентство по регулированию естественных монополий установило цены, по которым этот завод должен реализовывать топливо.
Жаннат Ертлесова, первый заместитель председателя агентства РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции:
- Что касается дизельного топлива, то цена установлена: 110 долларов или 128 долларов с НДС и акцизами. Т.е. этот завод обязан по цене 128 долларов отпускать потребителям дизельное топливо. Сейчас рабочая группа, которую возглавляют наши специалисты, работает на заводе в течение 4-х дней и проверяет, насколько это все соответствует действительности. У нас есть соответствующие приказы, подписанные агентством с МВД, финполицией, прокуратурой о сотрудничестве. Меры могут быть очень жесткими.
В целом повышение розничных цен на бензин и дизельное топливо в антимонопольном агентстве объясняют влиянием мировой конъюнктуры. Даже в приграничном Омском НПЗ дизельное топливо сегодня стоит 270 долларов за тонну. И так как этот рынок конкурентный, регулировать здесь цены агентство не может. |