NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 18:34 ast
16:34 msk

Реальный экономический эффект
Е.Атамкулов: На втором этапе реструктуризации железнодорожного транспорта предполагается введение конкуренции в перевозочную деятельность
12.08.2003 / экономика

Казинформ, 11 августа

На вопросы Казахского информационного агентства ответил Президент ЗАО НК "КТЖ" Ерлан Атамкулов

- Расскажите, пожалуйста, что конкретно уже реализовано в рамках Программы реструктуризации железнодорожного транспорта на данный момент?

- Историческая модель железной дороги Казахстана – это монолитное предприятие, деятельность которого подразделялась на три комплекса: основная, обеспечивающая и социальная.

С момента начала реструктуризации в 2000-2001 годах практически полностью были выделены из состава "Казахстан темир жолы" и переданы местным исполнительным органам объекты социальной сферы. Это школы, детские сады, медицинские учреждения, санатории, спортивные комплексы, расходы по содержанию которых долгие годы возмещались грузоотправителями через тариф.

В соответствии с постановлением Правительства в 2002 году все предприятия обеспечивающей деятельности были отделены в конкурентный сектор, путем преобразования в открытые акционерные общества Ремвагон, Ремлокомотив, Ремпуть, Жол жондеуши, Желдорреммаш, Желдорводотеплоснабжение, Транстелеком, Военизированная железнодорожная охрана, Центр транспортного сервиса, Кедентранссервис.

Кроме того, были преобразованы в акционерные общества дочерние предприятия "Пассажирские перевозки" и "Казтранссервис".

Преобразование указанных предприятий в акционерные общества дает им возможность применять в своей деятельности более гибкие, рыночные механизмы при сохранении контроля и управления со стороны ЗАО НК "КТЖ", владеющего пакетами их акций.

Для расширения конкурентного рынка услуг в сфере ремонта подвижного и тягового составов были созданы производственные кооперативы и товарищества с ограниченной ответственностью на имущественной базе филиалов таких предприятий, как: "Ремлокомотив", "Ремвагон", "Желдорреммаш" и "Пассажирские перевозки".

В настоящее время ЗАО НК "КТЖ" закупает услуги данных предприятий на конкурсной основе, что отражается на уровне цен и качестве предоставляемых услуг.

Также следует отметить, что основным мероприятием первого этапа стало принятие в декабре 2001 года Закона "О железнодорожном транспорте", который является основополагающим нормативным документом в деятельности железнодорожного транспорта.

Таким образом, акционирование в 2002 году РГП "Казахстан темир жолы" явилось завершающим мероприятием первого этапа реструктуризации железнодорожного транспорта.

На текущий момент мы вплотную подошли к реализации основных мероприятий второго этапа реструктуризации, которые предполагают введение конкуренции в перевозочную деятельность. Хочу отметить, что реализация мероприятий будет проводиться взвешенно и осторожно: после тщательного анализа сложившейся ситуации и мирового опыта реформирования железнодорожного транспорта, после подготовки всей необходимой нормативной правовой, тарифной и технологической документации.

- Известно, что КТЖ оставляет за собой исключительное право быть оператором магистральных путей. Какую еще монопольную сферу сохранит за собой Национальная компания после реструктуризации отрасли? Чем это объясняется?

- В соответствии с нашим законодательством магистральная железнодорожная сеть является собственностью государства, не подлежит приватизации и передана во владение и пользование ЗАО НК "КТЖ".

Согласно Закону РК "О железнодорожном транспорте", а также постановлению Правительства РК определены основные виды деятельности ЗАО НК "КТЖ". Это владение и пользование магистральной сетью и выполнение функций оператора магистральной железнодорожной сети. Следовательно, ЗАО НК "КТЖ" будет предоставлять услуги магистральной сети, что является естественно-монопольным видом деятельности.

При этом ЗАО НК "КТЖ" обязано обеспечить недискриминационный доступ к магистральной сети всем независимым перевозчикам.

- Насколько реальной Вам представляется перспектива появления частных конкурирующих грузоперевозчиков. Будут ли это самостоятельные компании-перевозчики или же транспортные отделы при крупных производственных предприятиях? Каков объем (в процентах) и приблизительная стоимость изношенного вагонного парка, предназначенного для приватизации?

- На мой взгляд, необходимость появления частных перевозчиков диктует рынок. Деятельность по предоставлению перевозочных услуг по своей сути не является монопольной. Это позволяет нам отделить ее от действительно монопольной деятельности – предоставление услуг магистральной железнодорожной сети. Таким образом, перевозочная деятельность выделяется в конкурентный сектор для улучшения качества услуг и снижения их стоимости. Программой предусматривается допуск на этот рынок частных перевозочных компаний, которые будут иметь или арендовать вагоны и приобретать за соответствующую плату услуги магистральной сети и локомотивной тяги.

В настоящее время создана Ассоциация независимых перевозчиков, которая будет представлять интересы частных грузовых перевозчиков. Уже сегодня изъявили желание участвовать в перевозочной деятельности такие крупные компании, как ТОО "Транском", "Богатырь – Аксесс Комир", со своим подвижным составом. Выражают заинтересованность в создании своих перевозочных компаний АО "Продкорпорация" и экспедиторские компании.

Однако сегодня взаимодействие всех субъектов перевозочного процесса невозможно без нормативной правовой базы, которая на текущий момент разрабатывается и будет завершена к началу следующего года.

- КТЖ также будет участвовать на рынке железнодорожных перевозок. Причем на базе нового вагонного парка, который компания оставит у себя. Насколько это будет отвечать принципам конкуренции, учитывая, что выход на магистральные дороги остается в монополии ЗАО НК "КТЖ"?

- Существующий парк грузовых вагонов в "КТЖ" будет оптимизирован и определенная часть останется у вновь образованного дочернего АО "Грузовые перевозки". Причем этот парк не является новым. Большая часть вагонного парка изношена в не меньшей степени, чем существующий парк грузоотправителей. Таким образом, АО "Грузовые перевозки" будет иметь одинаковые права, как и другие перевозчики, но при этом оставаться Национальным перевозчиком, выполняющим также социальные заказы государства.

Развитие экономики государства обуславливает дальнейший рост объемов перевозок железнодорожным транспортом. Отсутствие практики в перевозочной деятельности, а также необходимых основных средств у независимых перевозчиков, предполагает, что львиная доля грузовых перевозок в ближайшие 4-5 лет сохранится за Национальным перевозчиком.

По мере становления и укрепления независимых перевозчиков появится реальная конкуренция, борьба за клиента, тогда же появятся дополнительные виды услуг, гибкая система ценообразования.

- Какие рынки непосредственных и сопутствующих железнодорожных услуг будут созданы в рамках Программы реструктуризации? Какие планы на этот счет? Реальна ли в ближайшее время конкуренция в этом секторе?

- В настоящее время предприятия, специализирующиеся на ремонте пути, подвижного состава, военизированной охране, выделены в конкурентную сферу. При этом предполагается дальнейшее развитие конкуренции путем образования новых самостоятельных предприятий и привлечение частных инвестиций в их развитие.

В перевозочной деятельности появление новых перевозочных компаний также приведет к возникновению конкуренции. Таким образом, в отрасли вместо монополии "Казахстан темир жолы" появится два новых конкурентных рынка: рынок ремонтных и сопутствующих услуг и рынок перевозочных услуг.

- К ноябрю Премьер-Министр поручил минтранскому представить концепцию отделения от КТЖ пассажирских перевозок. Как само руководство КТЖ относится к этому процессу?

- Одной из основных задач реструктуризации железнодорожного транспорта является отделение АО "Пассажирские перевозки" от ЗАО НК "КТЖ", путем передачи государственного пакета акций уполномоченному органу. Это означает прекращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых и переход на субсидирование из государственного бюджета. Существующая сегодня практика перекрестного субсидирования негативно отражается на финансовых результатах нашей компании и уровне грузовых тарифов.

24 июля 2003 года данный вопрос был рассмотрен на совещании у Премьер-Министра РК Даниала Ахметова, и было принято решение о начале бюджетного субсидирования с 2005 года.

В настоящее время мы совместно с причастными органами разрабатываем механизм субсидирования пассажирских перевозок из государственного бюджета и считаем, что это благотворно отразится на грузовых тарифах.

- Известно, что пассажирские перевозки дотируются из консолидированного бюджета компании. В чем, на Ваш взгляд, причина отсутствия рентабельности этого социально-важного вида услуг?

- Известный факт, что пассажирские перевозки во всем мире убыточны. Проанализировав финансово-экономическую деятельность, а также изучив мировой опыт реформирования железнодорожного транспорта, мы пришли к единому мнению, что отделение пассажирских перевозок и прекращение перекрестного субсидирования за счет грузовых просто необходимо.

Во всем мире социально-значимые пассажирские перевозки субсидируются из государственного бюджета, например, в США ежегодно пассажирской компании "Amtrack" поступают дотации из государственного бюджета в размере 521 млн. долларов США.

Отсутствие рентабельности пассажирских перевозок обусловлено занижением тарифов относительно себестоимости в среднем в 6 раз.

Все мы понимаем, что увеличение тарифов на пассажирские перевозки отрицательно скажется на пассажирах, поэтому все это время железная дорога покрывала эти убытки за счет грузовых. Однако, учитывая изношенные основные фонды пассажирских перевозок, государство должно было принять столь важное для отрасли решение.

При этом пригородные перевозки будут субсидироваться из местных бюджетов, а международные и внутриреспубликанские из республиканского бюджета.

- Реструктуризация отрасли, так или иначе, повлечет за собой сокращение рабочих мест в КТЖ. Какие прогнозы на этот счет? Насколько быстро создание отдельных компаний и развитие частного сектора компенсирует эти потери?

- Не согласен с тем, что реструктуризация обязательно влечет сокращение работников. Будет меняться форма собственности предприятий, где они работают. Например, уже сегодня создано и реально работают около 100 производственных кооперативов и товариществ с ограниченной ответственностью, обеспечивающих текущее обслуживание и ремонт пути и подвижного состава, ремонт используемой техники и изготовление инструментов. Люди, которые работали на этих ремонтных участках, не потеряли работу, а перешли во вновь созданные предприятия. И также хочу отметить, что заработная плата железнодорожников не уменьшалась, а наоборот появился стимул, когда доход зависит от работы самих людей.

Другое дело, что во вновь созданных предприятиях руководители будут заинтересованы в оптимизации своих расходов, в техническом перевооружении производства, и эти мероприятия могут привести к сокращению персонала. Но это делалось и до реструктуризации, поэтому нельзя ставить знак равенства между реструктуризацией и сокращением людей.

Люди всегда боялись перемен, но в данной ситуации наша Программа преследует, прежде всего, интересы нашей железной дороги, интересы наших работников.

- Больше года назад КТЖ пыталось выйти на международный рынок заимствования и успело даже провести род-шоу. Но условия оказались не приемлемыми. Намерена ли компания в ближайшее время проводить заимствование, на какие цели, на каких условиях? Какова в целом инвестиционная потребность компании?

- В настоящее время компания не планирует выход на международный рынок капитала путем выпуска еврооблигаций в связи с неэффективностью реализации проекта.

На сегодняшний день источниками инвестиций компании являются собственные средства. Потребность на период с 2003 по 2005 годы составляет порядка 130 млрд. тенге.

- Какие перспективы компании Вы видите от оптимизации активов в результате реструктуризации?

- После проведения всех мероприятий реструктуризации железнодорожного транспорта в ведении компании останется только лишь магистральная железнодорожная сеть.

Создание новых компаний в конкурентной среде сделает прозрачными их доходы и расходы и позволит привлечь инвестиции в их развитие. При этом средства ЗАО НК "КТЖ" будут сконцентрированы только на железнодорожной сети, что даст возможность оказывать более качественные и безопасные услуги.

Кроме того, ожидается постепенное снижение цен в обеспечивающей и перевозочной деятельности за счет развития конкуренции.

Таким образом, мы ожидаем, что реструктуризация даст реальный экономический эффект для государства и общества в целом в виде снижения цен на железнодорожные перевозки и привлечения инвестиций в отрасль.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Добыча угля ежегодно увеличивается на 20 процентов 30.08.2003
"Славнефть" вместо Сахалина 30.08.2003
Глава государства встретился с советником Президента России по экономическим вопросам 29.08.2003
Совокупный собственный капитал банковской системы РК вырос за июль на 3,7% до $1,3 млрд. 29.08.2003
Если хлеб всему голова, 29.08.2003
Строительная компания "МунайГазКурлыс" заключила с СП ТОО "Тенгизшевройл" контракт на сумму свыше $7,7 млн. на строительство дороги 29.08.2003
Америку излечила война 29.08.2003
Отмечается повышение благосостояния населения 28.08.2003
Помощнику Путина в Караганде понравилось 28.08.2003
На долю отечественных автоперевозчиков приходится лишь 50,4% экспортно-импортных операций Казахстана 28.08.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz