Роман Скольский, Газета.Ру, 3 сентября
Если правительство повысит ввозную пошлину на чешские Skoda, то россиянам придется ездить за ними в Казахстан. Сегодня премьер-министр Казахстана и председатель правления Skoda-Auto обсудили возможность организации в республике сборки чешских автомобилей.
Срочный визит председателя правления Skoda-Auto Вратислава Кульханека в Казахстан не случаен. Руководство Skoda, напуганное возможным увеличением ввозной пошлины на свои автомобили, заинтересовано в новых рынках сбыта. Во вторник в интервью чешским СМИ Вратислав Кульханек заявил, что производство автомобилей Skoda в такой стране, как Казахстан, могло бы компенсировать потенциальные потери чешской компании в России, которые могут быть вызваны введением дополнительной 6-процентной пошлины на чешские машины
Напомним, что возможность открытия своего производства в Казахстане чешская компания начала изучать еще в июне этого года. Сейчас, когда российское правительство намерено повысить ввозную пошлину на чешские автомобили, ввероятность того, что чехи придут в Казахстан, стала еще более высока. С казахской стороны никаких препятствий к реализации этого проекта не видят. Премьер-министр Казахстана Даниял Ахметов заявил, что предложение Skoda-Auto о сборке в Казахстане автомашин этой марки "выглядит достаточно интересным и заслуживающим рассмотрения". Как выяснилось, соответствующим министерствам и структурам Казахстана уже даны поручения детально изучить все стороны этого вопроса. В то же время чешская сторона не торопится связывать свои намерения насчет Казахстана исключительно с возможным повышением ввозных пошлин в России. Пресс-секретарь Skoda Ярослав Черны отметил, что с января по август 2003г. на казахском рынке было продано 266 автомобилей Skoda. "Мы планируем постепенно увеличивать объемы продаж в этой стране, поскольку считаем местный рынок весьма перспективным", - заявил Ярослав Черны.
Эксперты уверждают, что в случае повышения пошлины, Skoda окажется неконкурентоспособной на российском рынке. Сейчас автомобили Skoda помимо заводов в Чехии производятся еще на Украине и в Индии. В 2002 году украинский завод в Соломоново (Закарпатская область) произвел 5 тыс. машин. Но они для российского рынка не предназначены. Skoda-Auto уже давно заявляла о намерениях построить свой завод в России. Планировалось, что это будет предприятие по так называемой "отверточной сборке" с расчетной мощностью примерно 20 тыс. автомобилей в год. Разместится это предприятие должно было в Московской области. Но по словам Ярослава Черны, проект замер на стадии разработки документации, и сейчас не видно никаких подвижек.
Пока точно неизвестно, на каком из заводов в Казахстане планирует обосноваться Skoda.
Однако наиболее вероятным кандидатом на то, чтобы принять у себя "Шкоду" является завод "Азия-Авто", открывшийся в начале этого года в Усть-Каменогорске.
Этот завод, занимающийся сборкой "старых" "Нив", рассчитан на производство 45 тыс. автомобилей в год. Но компания "Бипэк-Авто", построившая предприятие "с нуля" при поддержке правительства Республики Казахстан и двух крупнейших казахских банков, изначально отвела на производство "Нивы" только часть мощностей предприятия, рассчитывая выпускать порядка 10 тыс. внедорожников в год. Остальные мощности хозяева завода планировали отдать под производство других автомобилей. Так что не исключено, что в ближайшее время именно Skoda станет партнером "Бипэк-Авто".
Между тем, даже если договор о сборке автомобилей Skoda на заводе "Азия-Авто" и будет подписан, то еще неизвестно, попадут ли произведенные там машины на российский рынок. "Нивы", собираемые в Казахстане, в России, как известно, не продаются. Впрочем, ничто не помешает российским покупателям привезти себе автомобиль из Казахстана. Растаможка его обойдется дешевле, чем "обычной" иномарки.
Напомним, что в России дела у Skoda обстоят сейчас не лучшим образом. По итогам первого полугодия чешская компания вылетела из числа лидеров по продажам и скатилась на 10-е место в рейтинге, сумев реализовать с января по август лишь 3750 автомобилей против 5329 за первую половину прошлого года. Увеличение ввозной пошлины (и соответственно, цены) на автомобиль явно не сделает "Шкоду" привлекательнее для российских автолюбителей. |