Алексей Виноградов, РБК, 5 сентября
Концерн Skoda придумал, как "нашкодить" России. В ответ на заявленное российской комиссией по защитным мерам во внешней торговле намерение поднять ввозные пошлины на автомобили чешского производителя, руководство Skoda решило отказаться от планов строительства сборочного завода в РФ. Вместо этого подобное предприятие может быть создано в Казахстане, по крайней мере, подобное намерение высказал председатель правления автокомпании Вратислав Кульханек. Соответствующее предложение озвучено во время личной встречи Кульханека с казахским премьером Даниалом Ахметовым.
Предложение, с одной стороны, закономерное и подготавливаемое давно. Казахстан с его устойчивым за последние годы экономическим ростом представляет определенный интерес как с точки зрения внутреннего рынка, так в первую очередь с точки зрения рынка СНГ, который для этой страны практически открыт (и тем более будет открыт для более узкого состава участниц соглашения о Едином экономическом пространстве). Соседний Узбекистан, также пользующийся этой открытостью, давно наладил ориентированное на Россию и другие бывшие советские республики производство машин Daewoo. В то же время Казахстан если до сих пор и жаловали иностранные автопроизводители, то в основном российские, наладившие в Усть-Каменогорске сборочное производство "Нив" и жигулевской "классики", а в Алма-Ате - КАМАЗов.
Недавно Казахстан уже посещал один из топ-менеджеров Skoda, Коларж Любош, который говорил о высоком уровне оснащенности автопредприятия в Усть-Каменогорске и о том, что на нем могут выпускаться чешские машины. Если, сказал он, будут решены "вопросы экономического и политического аспектов". Похоже, именно теперь, после заявления о введении дополнительной 6-процентной пошлины на машины Skoda в России (в качестве ответного шага на введение чешского барьера на российский нитрат аммония), этот "политический" аспект проявился особенно явственно. Skoda демонстративно повела переговоры с Казахстаном на самом высоком уровне. Хотя еще совсем недавно речь шла о постройке сборочного завода в РФ, назывались даже конкретные адреса в Ленинградской области.
Однако Skoda предпочла сначала укрепиться на Украине, инвестировав в предприятие "Еврокар" в Ужгороде. В прошлом году последнее произвело чуть больше 2 тыс. машин марок Fabia и Octavia, т.е. совсем немного даже по масштабам украинского рынка, но руководство предприятия надеется в скором времени производство расширить и поставлять автомобили в т.ч. в Россию. Если подобное предприятие откроется еще и в Казахстане, российский завод получается уже лишним. Это наносит чувствительный удар по планам МЭРТ и Минпромнауки по привлечению зарубежных инвестиций в отечественный автопром, тем более чувствительный, что и Volkswagen, немецкий патрон Skoda Auto, также на днях подтвердил: создавать сборочное предприятие в России он не будет до тех пор, пока не выполнены определенные "базовые условия".
Что именно это за условия, понять, видимо, нетрудно. В первую очередь это снижение пошлин на ввоз комплектующих, но российское правительство полагает, что раз Ford, GM и Renault "и так" согласились работать в стране, то нечего делать особые поблажки немцам. У последних будет больше стимулов быстрее "локализовывать" производство, т.е. производить и комплектующие в России. Возможно, VW считает "базовым условием" еще больший подъем пошлин на подержанные иномарки - до уровня, установленного в конце 90-х в Китае или Малайзии (т.е. определенной "расчистки" рынка для стимулирования спроса на новые машины). До тех пор, пока эти условия не выполнены, в страну будут завозиться сравнительно дешевые "бразильские немцы" (модель Gol третьего поколения, которую обещают продавать в РФ не дороже 9 тыс. евро). Возможно, немцы просто осторожничают и решают сначала проверить, так ли верны прогнозы о резком росте рынка новых иномарок в России в ближайшие три-четыре года. Гораздо надежнее вкладывать в производство в Китае, где СП с участием VW уже выпускают сотни тысяч машин. Российский жерынок, где в прошлом году было продано почти 8 тысяч машин VW и почти 9,5 тыс. Skoda, пока не настолько привлекателен для немцев, чтобы рисковать большими инвестициями в Восточной Европе. И для концерна Skoda, соответственно, тоже, если учитывать, что предприятие в Ужгороде пока приносит лишь убытки, правда, и инвестиции туда были не слишком велики.
Таким образом, мечты главы МЭРТ Германа Грефа, который лично курировал переговоры с VW о производстве 100 или даже 200 тысяч немецких "народных машин" в РФ пока остаются мечтами. Впрочем, все может поменяться, если предсказания роста рынка новых иномарок в РФ (по некоторым прогнозам – до 350 тысяч в 2006 г.) подтвердятся. Но тогда погоду на нем будут определять уже те, кто его "застолбил" ранее, - те же американские компании и, возможно, Renault, обещавшая наладить производство своего "народного автомобиля" в Москве с 2005 г. Тогда немецкой автомобильной группе будет сложнее развернуться в СНГ. (Что касается украинского "Еврокара", где планируется собирать и машины VW, то на действительно массовое производство он не рассчитан). Упущение получится досадное, но не слишком: российский рынок все-таки будет далек по объемам и от европейского, и от китайского. На последнем немцы захватили лидирующие позиции, и эта победа для них куда важнее. Конечно, российский автопром проживет и без немецких инвестиций, но все-таки они бы явно не помешали. Поэтому получается слегка обидно. |