Александр СУХАНОВ, "Око", 5 сентября
Государственных предприятий и акционерных обществ, в которых контрольный пакет акций принадлежит государству, стало намного меньше. Тем не менее они продолжают играть значительную (во многих сферах - главенствующую) роль в казахстанской экономике. И на первый план выходит задача их эффективного управления. Наша газета неоднократно поднимала эту тему, так же, как и проблему распределения доходов, получаемых госпредприятиями. Свои комментарии по этим вопросам газете "ОКО" согласилась предоставить Жанна Имагамбетова, начальник отдела управления методологии и совершенствования управления государственной собственностью комитета по госимуществу и приватизации.
- Наши территориальные органы совместно с министерствами и ведомствами проводят проверки эффективности и целевого использования имущества республиканских госучреждений и госпредприятий. По их результатам не используемые более одного года объекты будут выставлены на тендеры для последующего приобретения субъектами малого предпринимательства. С 2001 года по настоящее время нашим комитетом проведена проверка выполнения инвестиционных обязательств и мониторинг 185 объектов. В настоящее время мониторинг проводится на АО "Харрикейн Кумколь Мунай", АО "ЕЭК", ТОО "Богатырь Аксесс Комир". Результаты мониторинга и проверок выполнения инвестиционных обязательств направляются в администрацию Президента и правительство РК.
- Как распределяются доходы государственных предприятий? Что остается им, а что уходит в бюджет?
- Порядок определения, согласования и утверждения нормативов распределения чистого дохода госпредприятий на праве хозяйственного ведения (за исключением отнесенных к нацкомпаниям и подведомственных Национальному банку) и перечисления части чистого дохода в бюджет регламентируются правилами, утвержденными постановлением правительства №1297 от 10.12.02 г. Согласно им, в нормативах определяется процентное соотношение распределения сумм чистого дохода на отчисления в доход соответствующего бюджета, на формирование резервного капитала, на развитие производства и иные направления. Данным постановлением рекомендованы также минимальные размеры отчислений части чистого дохода в госбюджет для РГП. Для РГП нормативы отчислений в республиканский бюджет устанавливаются по согласованию с министерством финансов РК. Для КГП - с местными финансовыми органами. Нормативы отчислений в республиканский бюджет от чистого дохода РГП на праве хозведения устанавливаются с учетом минимальных размеров отчислений, рекомендованных правительством РК.
Органы госуправления одновременно с проектами нормативов отчислений в бюджет представляют в МФ (местные финорганы): экономическое обоснование необходимости использования конкретной части чистого дохода планируемого года на развитие производства; данные о размерах чистого дохода и суммах, перечисленных предприятиями в соответствующий бюджет за отчетный год, и прогнозные суммы чистого дохода на предстоящий трехлетний период. При этом доля чистого дохода, направляемого предприятиями на развитие производства и укрепление материально-технической базы, должна составлять не менее 60% от суммы чистого дохода, остающейся в распоряжении предприятий.
- Какая доля чистого дохода государственных предприятий в целом по республике оставлена на развитие производства, а какая перечислена в доход бюджета?
- В первом полугодии 2003 года по итогам деятельности РГП в 2002-м году в республиканский бюджет перечислено доли чистого дохода госпредприятий в сумме 447,9 млн. тенге (при плане в 400 млн. тенге, процент выполнения - 112%). Общая сумма чистого дохода РГП, полученного в 2002 году, составила 3 240,9 млн. тенге.
- Какая доля государственных предприятий и акционерных обществ с участием государства является бесприбыльной либо убыточной?
- По итогам прошлого года 93 РГП получили чистый доход (65% от общего количества РГП на праве хозведения), 50 РГП сработали с убытками (35%). 86 АО, по итогам 2002 года, получили чистый доход (53% от общего количества АО с участием государства), 77 АО сработали с убытками (47%).
- Из каких источников покрываются убытки? Какие меры предпринимаются по отношению к таким предприятиям и акционерным обществам?
- В соответствии с указом Президента РК "О государственных предприятиях", предприятие обязано формировать резервный капитал в размере, определяемом его уставом и составляющим не менее 10% от размера его уставного капитала, направляя на эти цели не менее 5% остающейся в его распоряжении прибыли до достижения установленной величины. Средства резервного капитала используются исключительно на покрытие убытков, исполнение обязательств перед бюджетом, погашение государственных кредитов и выплату вознаграждения по ним в случае недостаточности иных средств предприятия.
Кроме того, руководитель госпредприятия несет персональную ответственность перед собственником и органом государственного управления за состояние дел на предприятии, в том числе за неудовлетворительные результаты финансово-хозяйственной деятельности, за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, что предусматривается в индивидуальном трудовом договоре, заключаемом с ним руководителем органа государственного управления. Постановлением правительства утверждены правила назначения и аттестации руководителей госпредприятий, а также типовая форма индивидуального трудового договора.
Постановлением правительства утверждена и форма типового контракта, заключаемого с председателем правления АО, имеющего преобладающую государственную долю участия в уставном капитале. Он также предусматривает ответственность руководителя за результаты финансово-хозяйственной деятельности АО и за выполнение плановых показателей. Кроме того, по итогам деятельности нацкомпаний в правительстве систематически проводятся заслушивания отчетов их руководителей. |