Татьяна РЫБАКОВА, "Финансовые известия", 15 сентября
Международный транспортный коридор (МТК) "Север-Юг", проходящий через территорию России от Санкт-Петербурга до Каспия, начнет полноценно функционировать через год. Но уже сейчас прилегающие страны спешат зафиксировать свое участие в проекте. К трем участникам проекта - России, Ирану и Индии - вчера присоединились Белоруссия и Казахстан. И это при том, что Белоруссия лежит в стороне от трассы МТК, а Казахстан является участником конкурирующего проекта. В ближайшее время в коридор войдут Таджикистан, Армения, Сирия и Оман.
О том, что Белоруссия и Казахстан присоединились к соглашению об МТК "Север-Юг", было официально объявлено на третьей международной евро-азиатской конференции по транспорту, прошедшей на прошлой неделе в Санкт-Петербурге. На подходе, как объявил министр дорог и транспорта Ирана Ахмад Хорран, присоединение к проекту еще 5-6 государств, через территории которых может идти сухопутная часть коридора. В частности, сообщил министр транспорта России Сергей Франк, в ближайшее время присоединятся Таджикистан, Армения, Сирия и Оман.
МТК "Север-Юг" входит в панъевропейский коридор № 9, трасса которого идет из стран Северной и Западной Европы в Персидский залив и Индию. Сухопутная часть коридора проходит через территорию России от Санкт-Петербурга до каспийских портов Оля и Махачкала. Коридор, как полагают эксперты, способен составить альтернативу традиционным морским маршрутам из Европы в Азию через Гибралтар и Суэцкий канал, как по скорости доставки грузов, так и по стоимости транспортировки.
Интрига в том, что присоединившиеся сегодня страны вовсе не обязательны для функционирования коридора. Территория Белоруссии находится вне трассы МТК "Север-Юг". А Казахстан является участником конкурирующего, уже действующего проекта TRACEKA, идущего через Среднюю Азию и Закавказье в Черное море.
"Если страна, участвующая в одном соглашении, хочет присоединиться к другому, значит, второй проект интересен", - говорит Сергей Франк. Он полагает, что для Казахстана присоединение к коридору "Север-Юг" дает возможность притока грузов в его новый каспийский порт Актау.
Российский коридор, где груз пересекает только две границы, действительно интереснее TRACEKA, который проходит через несколько стран с высокими политическими рисками. Однако до сих пор в пользу TRACEKA говорили поддержка проекта ЕС и то, что коридор уже начал работу. "Север-Юг" пока работает не на всем протяжении: мешает отсутствие железнодорожной ветки до порта Оля, главного контейнерного терминала России на Каспии. Сейчас ее строительство только начато МПС, и, по мнению президента "Национальной контейнерной компании" Владимира Ашуркова, полноценная работа МТК "Север-Юг" может начаться только через год.
Но позиция ЕС уже изменилась. Зампред комитета ЕС Лайола де Паласио заявила, что Европе крайне интересно превращение панъевропейских коридоров в евро-азиатские. "Надо развиваться на юго-восток", полагает она. Поэтому ЕС теперь поддерживает не только TRACEKA, но и Транссиб, и "Север-Юг". Тем более, уверена Паласио, товарооборот России будет расти, а совместные с ЕС проекты в области разработок арктических нефтяных месторождений потребуют устойчивых транспортных линий.
Прагматизм европейцев подействовал не только на Казахстан, решивший, по словам его министра транспорта, получить кратчайший выход к Индии и Персидскому заливу. Замминистра транспорта Грузии Вахтанг Ломадзе заявил "Финансовым Известиям", что Грузия, входящая в проект TRACEKA, не имеет ничего против развития российского коридора. "Для перевозчиков только лучше, если появляются альтернативные пути доставки груза", - сказал он.
Белоруссия тоже решила расширить свое присутствие в перевозках через Россию: страна хочет получить одно из ответвлений МТК "Север-Юг". Для этого предлагается использовать коридор № 2 Берлин-Варшава-Минск-Москва-Нижний Новгород. Вчера было решено продлить коридор до Екатеринбурга, где он соединится с Транссибом. Но участвовать в двух коридорах - еще лучше, решили белорусы. "Мы - транзитная страна и не можем остаться в стороне от такой трассы грузопотоков", - откровенно заявил министр транспорта Белоруссии Михаил Боровой. |