"Хабар", 2 октября
Пятилетняя эпопея строительства главной автодороги страны подошла к концу. В середине октября пройдет торжественная церемония со всеми положенными атрибутами: разрезанием ленточки, оркестром и шампанским. Строителям остались последние штрихи: установка дорожных знаков, разметка и кое-где отсыпка обочин. Но главная часть работы - укладка асфальта и бетона закончена несколько дней назад. Машины между северной и южной столицами движутся беспрепятственно.
Ерик Султанов, председатель Комитета автомобильных дорог:
- Пять сезонов шла работа. Основные объемы выполнены в 2002-2003 году. До 70% работы были выполнены за эти два года.
Новая магистраль - не автобан, как ожидали многие. На большей части своей протяженности - это обычная дорога. Две полосы шириной по четыре метра. Из 1 222 километров заново отстроено менее четверти. Остальное - реконструировано. Причем на двухстах километрах сделан средний ремонт. Он дешевле, и по нормативам может проводиться раз в пять лет. Весь проект обошелся в 203 миллиона долларов. Почти две трети выделили международные финансовые институты. Большинство подрядчиков – тоже иностранные компании. Это объясняется тем, что к началу строительства большинство отечественных компаний не имели ни техники, ни опыта. Впрочем, уже сейчас они активно конкурируют с иностранцами.
Павел Юров, начальник технического отдела АО "Жезказганжолдорстрой":
- Мы поднабрали кое-какой опыт, работая на предыдущих контрактах совместно с иностранными компаниями. Поэтому в настоящее время, я считаю, что наши родные компании имеют все возможности для того, чтобы строить дороги.
Строительство дороги дало работу почти 7 тысячам казахстанцев. Это без учета предприятий, которые обеспечивали дорожникам материалы, энергию, инфраструктуру. У нескольких десятков сел, расположенных вблизи магистрали, появились новые перспективы: трассу нужно обслуживать, а это - тоже рабочие места. Строители говорят, что при правильной эксплуатации дорога будет служить не меньше 15 лет. |