"Нефть России", 13 октября
Китай готов финансировать строительство нефтепровода из Казахстана начальной мощностью до 20 млн тонн в год. Как заявил управляющий директор казахстанской госкомпании "КазМунайГаз" Каиргельды Кабылдин, отвечающий в компании за транспортную инфраструктуру и сервисные проекты, строительство начнется уже в середине 2004 года.
"Принято совместное с китайской CNPC решение о начале строительства нефтепровода в середине 2004 года с целью поставлять в Китай 20 млн тонн, а в перспективе - до 50 млн тонн в год, - сказал К. Кабылдин. - Китайская сторона предоставляет все необходимое финансирование". Длина нефтепровода - 1000 км, стоимость - 800 млн долларов. Причем, по словам К. Кабылдина, Китай готов полностью взять на себя финансирование проекта. Все будет зависеть от условий поставок нефти.
Нефтепровод может стать первой ниткой, соединяющей страны бывшего СССР с быстроразвивающимися северо-западными провинциями Китая.
"Направление Западный Казахстан - Китай сейчас активизируется. Наверное, ситуация с "ЮКОСом" сыграла определенную роль", - сказал К. Кабылдин. Еще месяц назад в "КазМунайГазе" говорили, что готовы финансировать китайский проект самостоятельно и называл суммы до 1 млрд долларов.
По словам К. Кабылдина, заполнить новый маршрут казахстанская сторона надеется за счет нефти, добываемой CNPC на западе Казахстана, и Кумкольской группы месторождений на юге страны, разрабатываемой компаниями "ЛУКОЙЛ" и канадской PetroKazakhstan.
"Нефтепровод планируем построить к 2006 году ", - сказал К. Кабылдин. К этому моменту добыча CNPC в Актюбинской области увеличится с 5 до 8 млн тонн в год. Кумколь обеспечит 10-12 млн тонн. Кроме того, казахстанская сторона надеется на интерес российских компаний к этому маршруту по схеме замещения. По словам К. Кабылдина, CNPC может поставлять нефть из Актюбинска в Атырау и далее Самару, а российские компании поставлять такой же объем по трубопроводу Омск - Павлодар. От этого нефтепровода до границы с Китаем проляжет новая нитка Атасу - Алашанькоу. Строительство всей китайской системы, включающей уже сданный в эксплуатацию участок из Актюбинской в Атыраускую области Кенкияк - Атырау, завершится со строительством среднего участка - Кенкияк - Аральск - Кумколь.
"Рынок единственного покупателя имеет определенные риски, и мы сейчас готовим коммерческие условия, которые на долгосрочный период будут гарантировать ценовую стабильность поставок нефти в Китай", - сказал К. Кабылдин. |