proua.com
Делo на 30 млн
Последние сентенции главы "Транснефти", инициировавшего в свое время обращение крупнейших российских нефтедобывающих концернов к премьер-министрам Украины и России с просьбой о принятии решения в пользу реверсного использования нефтепровода Одесса-Броды, звучали прямо-таки угрожающе. "Здесь многое, если не все, зависит от решения украинской стороны", - заявил г-н Вайншток на пресс-конференции во вторник, 4 ноября, добавив при этом буквально следующее: "Чем дольше будут продолжаться наши "предсвадебные танцы", тем больше вероятности того, что направление Броды-Одесса вообще останется невостребованным".
Он также сообщил, что к весне 2004 года "Транснефть" намерена довести мощность Балтийской трубопроводной системы (БТС) до 42 млн тонн, а также увеличить в следующем году поставки нефти через Польшу на 5 млн тонн, сославшись на "соответствующие договоренности с белорусскими и польскими коллегами".
Заявления руководителя "Транснефти" прозвучали на следующий день после ввода в строй второй очереди Балтийской трубопроводной системы. В результате, как сообщает официальный сайт этой нефтетранспортной компании, БТС на сегодня в состоянии прокачивать ежегодно до 30 млн тонн нефти. Ранее планировалось увеличить ее пропускную способность за счет второй очереди с 12 млн до 18 млн, однако российское правительство распоряжением № 341-р от 17 марта 2003 года поддержало предложение ОАО "АК "Транснефть" о ее поднятии дополнительно на 12 млн тонн нефти, а в дальней перспективе - до 50 млн.
В настоящее время продолжается сооружение третьей очереди системы (Палкино-Кириши-Приморск). Россияне рассчитывают, что с ее введением в действие, которое запланировано на март 2004 года, общая ежегодная пропускная мощность БТС дойдет до 42 млн тонн нефти.
Мы страшные? Не так чтоб очень, но…
Конечно, россиянам не по душе, что украинское правительство оттянуло вынесение вердикта о дальнейшей судьбе уже легендарного нефтепровода Одесса-Броды до 15 января 2004 года, - во всяком случае, до тех пор, пока американская экспертная компания Energy Solution, победившая в тендере на право оценки перспектив использования нефтепровода "Одесса-Броды", не вынесет свое решение. Но в этот раз C.Вайншток стремится дать понять: у украинской трубы появился серьезный конкурент.
Во-первых, более мощный. Для сравнения: проектная мощность магистрали Одесса-Броды – 9-14,5 млн тонн нефти в год, а на показатель 45 млн тонн удастся выйти только после достройки линии Броды-Плоцк - что, по мнению как украинских так и польских источников, может состояться, в лучшем случае, не ранее 2005 года. Во-вторых, россияне в этом году перевыполнили план по сдаче нефти на экспорт – по словам самого С.Вайнштока, вместо планировавшихся 400 млн тонн, компании-добытчики заявили о 420 млн. – стало быть, хоть сейчас заливай эту смесь urals и отправляй из Приморска в Северную Европу или в Соединенные Штаты (для чего, собственно, БСТ и строился). Более того, в следующем году, по данным российского Минэкономики, объем нефтедобычи планируется довести до 500 млн тонн.
Наконец, в третьих: Балтийская трубопроводная система, по данным "Транснефти", позволит перекачивать не только тяжелые смеси с тимано-печорских, западно-сибирских и урало-поволжских месторождений, но и легкую казахстанскую нефть из магистрали Атырау-Самара (пропускная способность – 15 млн тонн нефти в год) и далее по маршруту Самара-Альметьевск-Приморск. Легкая нефть – это тот козырь, который пока что дает преимущества украинскому проекту. Ведь европейские НПЗ намерены, в соответствии с новыми стандартами ЕС, предъявляемыми к качеству сырья и топлива из него, перейти на легкие смеси.
Правда, как заявлял два года назад нынешний управляющий директор по транспортной структуре и сервисным проектам казахстанской национальной нефтегазовой компании "КазМунайГаз" Каиргельды Кабылдин в бытность его первым заместителем генерального директора казахстанской национальной компании "Транспорт нефти и газа" ("ТНГ"), речь может идти не более чем о 5 млн тонн казахстанской нефти в год. Но если вспомнить, что С.Вайншток грозится именно на 5 млн тонн увеличить прокачку "черного золота" через Польшу, то становится понятно, откуда эти "лишние" миллионы могут взяться.
А у поляков, кстати, бюджет в значительной степени пополняется за счет транзита российской нефти. Да и устоят ли перед соблазном легкой казахстанской нефти от российского "транснефтезайчика" польские и словацкие НПЗ, уже заключившие с ОАО "Укртранснафта" протоколы о намерениях закупить партии сырья из трубопровода "Одесса-Броды"?
Ситуация выглядит действительно серьезно. Но – не так уж она и безнадежна.
Фактор времени
Как известно, еще в первой половине 2003 года представители украинского правительства заявили, что до конца ноября – начала декабря Украина собирается заполнить магистраль "Одесса-Броды" нефтью. Позднее был определен еще один крайний срок – январь 2004 года. Сейчас на календаре ноябрь. Что предпринимает в этих условиях Украина?
По словам Специального Уполномоченного по Евро-Азиатскому нефтетранспортному коридору Александра Тодийчука, еще в первой половине октября с компанией ShevronTexaco, работающей в Казахстане, было заключено предварительное рамочное соглашение о поставках нефти для украинской трубы. "Мы работаем над его детализацией с целью подписания контракта об участии этой компании в заполнении "Одесса-Броды" нефтью на достаточно выгодных для Украины условиях", - сообщал А.Тодийчук.
Данная информация подтверждается американскими источниками. В недавнем интервью газете "День" посол США в Украине Джон Хербст сообщил о переговорах украинского руководства с некоей американской компанией – в частности, о контракте, "который сейчас находится в стадии переговоров между украинским правительством и американской компанией". При этом он не уточнил, что же это за компания (равно как и кто именно в правительстве Украины ведет эти переговоры), но нет сомнений, что речь идет именно о ShevronTexaco, так как еще 22 октября секретарь посольства США Мишель Дастин-ван Райн сообщала о готовности этой компании транспортировать по украинскому нефтепроводу до 14 млн тонн каспийской нефти в Европу.
По словам М.Дастин-ван Райн, ShevronTexaco уже готова поставить по нефтепроводу от 7 до 10 млн тонн нефти и еще 4 млн в ближайшие полгода при условии согласования тарифов на транспортировку и наличия единой позиции "Укртранснафты" по данному вопросу. Правительству Украины, заявила секретарь посольства США, необходимо определить, кто должен представлять "Укртранснафту" на переговорах, иметь право подписывать контракты и отвечать за их выполнение. М.Дастин-ван Райн также сообщила, что ChevronTexaco гарантирует проплату законтрактованных объемов нефти, независимо от того, будут они поставлены или нет – чего россияне пока не предлагают.
В любом случае, есть шанс, что ChevronTexaco договорится с украинским руководством о поставке каспийской нефти через нашу трубу еще до того, как российская "Транснефть" направит первые тонны этой же нефти в Польшу. Да и направит ли? С того времени, как К.Кабылдин пообещал в случае поступления заявок от нефтедобывающих компаний, работающих в Казахстане, поднять вопрос о создании совместного с "Транснефтью" предприятия по перекачке каспийской нефти, прошло два года – и о том ни слуху, ни духу. Так что каспийская нефть через БТС может в Польшу и не пойти.
Наши казахские друзья...
Кстати, и казахстанские власти постоянно напоминают о своей заинтересованности в использовании нефтепровода Одесса-Броды в прямом направлении. Так, министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев в беседе со своим украинском коллегой Константином Грищенко, отметил, что его страна "положительно относится" к данному проекту, как находящемуся "в планах европейского Союза", и что, по его данным, нефтепровод "будет обеспечивать поставку и транспортировку до 30 млн. тонн казахстанской нефти на Украину".
Это, конечно, еще не значит, что нам эти 30 млн дадут, но, судя по всему, для украинской дипломатии есть смысл сделать эту цифру в дальнейшем предметом переговоров. А тут еще и премьер-министр Украины Виктор Янукович из Баку привез обнадеживающие вести: по сообщениям информационных агентств, между украиснким премьером и новоизбранным президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым была достигнута договоренность определить до конца года объемы возможных поставок каспийской нефти для заполнения нефтепровода "Одесса-Броды".
Теперь еще раз о факторе времени. Порт Приморск, который в состоянии принимать танкеры грузоподъемностью до 150 тыс тонн (именно на него ложится основной объем нефтяных грузопотоков, после того, как с начала 2003 года "Транснефть" прекратила поставки нефти через БТС в латвийский порт Вентспилс), сможет выйти на проектную мощность второй очереди Балтийской трубопроводной системы не ранее чем через 4-5 месяцев (если учесть, что именно в такой срок порт подготовился к приему 12 млн тонн углеводородного сырья в 2002 году после сдачи первой очереди БТС). Так что теоретически у Украины есть время, по крайней мере, до февраля-марта, чтобы разобраться с тем, кто будет наполнять трубу Одесса-Броды. А если есть сырье, то покупатели найдутся
Да и хлынет ли вообще российская нефть по БТС в Западную Европу десятками миллионов тонн в год? Во-первых, как уже говорилось, там идет переориентация на легкие сорта нефти, поэтому россиянам остаются только те НПЗ, которые еще не перестроились и не перестроятся – и количество таковых расти точно не будет. Во-вторых, хотя добыча нефти в Северном море в последние два-три года падает в среднем на 1,5-2%, однако это еще не настолько опасно, чтобы переходить на urals
Поэтому "темы для печали" пока что нет: каспийская нефть в Европе будет востребована, и надежды, возлагаемые ЕС на нашу трубу, по-прежнему велики. Но вот решение вопроса о ее заполнении бесконечно откладывать уже нельзя. |