Александр СУХАНОВ, "Око", 9 января
В канун Нового года люди особенно остро прочувствовали все "прелести" пользования платежными карточками. Очереди за наличными тенге воссоздавали предновогоднюю атмосферу советского периода, когда люди выстраивались за мандаринами, шампанским и колбасой. Кризис наличности лишний раз подтвердил, что система платежных карточек в Казахстане, мягко говоря, далека от совершенства. На базар - с кредиткой? Длиннющие очереди выстраивались перед банкоматами всей "большой тройки": ТуранАлема, Казкоммерцбанка и Народного банка. У последнего, помимо прочего, появилась еще масса технических трудностей. Банкоматы просто не выдавали людям их собственные деньги. Конечно, можно сослаться на резкий спрос на наличность перед новогодними праздниками, однако ограничиться этим - значит, погрешить против истины. Сейчас в республике темпы создания инфраструктуры обслуживания держателей платежных карточек явно отстают от темпов эмиссии. Проще говоря, в погоне за количеством клиентов банки не удосужились обеспечить их нормальными условиями. И это при том, что наши финансовые институты активно пиарят себя как "лучшие в СНГ". В Казахстане существует программа развития национальной межбанковской системы платежных карточек. Так вот, она предполагает перевод на карточки не только выплату зарплат и пенсий, но и расчеты населения за товары и услуги, в том числе коммунальные. То бишь в магазины, парикмахерские и рестораны мы станем брать не тугие кошельки с наличными, а платежные карточки - совсем как в цивилизованном мире. В программе указано, что уже в четвертом квартале нынешнего года намечено провести организационные мероприятия по обеспечению торговыми терминалами организаций торговли и сервиса. Главная цель программы - вовлечь в безналичный оборот деньги населения. Сейчас вся розничная торговля ведется за наличные. По словам специалистов, это ведет к росту теневого оборота и уклонению от уплаты налогов. Однако за последние годы ситуация, по большому счету, не изменилась. И планы по переводу сферы услуг на карточки остаются голубой недосягаемой мечтой. Главная причина, повторимся, не в нежелании людей, а в недостаточных усилиях самих банков, для которых удобство клиентов пока еще не на первом месте. Заплати себе сам Не особенно заботится о защите прав пользователей банкоматов и государство. В нормативной правовой базе на сей счет существует серьезный пробел. В законе "О банках и банковской деятельности" ни слова не говорится не только о правах держателей платежных карточек, но и вообще об ответственности банков перед своими клиентами. Нацбанком утверждены правила выпуска и использования платежных карточек. В них положений об ответственности также нет. Таким образом, государство отдало данный вопрос полностью на откуп договоров, заключаемых между банками и клиентами. Это, конечно, нормально для государства с развитой системой платежных карточек. Но совсем не подходит нашей республике, делающей, будем честными перед самими собой, только первые шаги. При свободной конкуренции, по логике вещей, если работа банкоматов не удовлетворяет клиента, он вправе поменять банк. У нас это легко сказать, но практически невозможно сделать. Во-первых, как правило, одна организация платит своим сотрудникам зарплату через один банк, и не станет делать исключение для кого-то одного. Во-вторых, реального выбора на рынке платежных карточек просто не существует. Менять шило на мыло нет смысла. А вот если бы клиенты банкоматов, чьи права нарушены, могли в массовом порядке потребовать возмещения причиненного и материального ущерба и морального вреда, то банки живо бы изменили свою политику. Поэтому сейчас как воздух необходим эффективный законодательный механизм защиты прав держателей пластиковых карточек. Именно на уровне нормативных актов должна быть четко прописана ответственность, которую банк несет за перебои в работе банкоматов. |