Сауле ИРМЕНОВА, "Казахстанская правда", 10 января
Давно назревшим для населения вопросом является низкое качество предоставляемых коммунальных услуг, высокая степень изношенности оборудования коммунальных хозяйств. Как изменить сложившуюся ситуацию в этой сфере с ее многочисленными проблемами? Каким должно быть формирование тарифов? Эти и другие вопросы мы адресовали руководителю созданного недавно акционерного общества "Казахстанские коммунальные системы" (ККС) Динмухамету Идрисову.
- Убежден, что решить проблему способны только системная реформа и всесторонняя поддержка государства. Самое главное - поддержание основных фондов в рабочем состоянии и их реновация. Для этого необходимо, чтобы энергетические компании получали достаточное финансирование. Причем деньги им понадобятся до того, как потенциальные потребители станут оплачивать их услуги.
Наша компания, основной функцией которой является управление предприятиями энергетического сектора, намерена предоставлять финансирование из собственных и долгосрочных заемных источников на реализацию текущих, капитальных и инвестиционных программ. То есть хотим создать условия для развития конкурентного рынка производителей тепло- и электроэнергии и внедрения новых тарифных методологий.
Параллельно будем работать над формированием сознания потребителей и потребительской культуры, когда каждый знает, что нужно своевременно платить за потребленное тепло и электричество. И при этом помнить, что продукт неосязаем и, как правило, предоставляется всем без исключения, а потребитель пользуется непрерывностью этой поставки. Поэтому необходимо изменить существующую систему учета потребления и поставки коммунальных услуг, разработать систему отключения индивидуальных неплательщиков от потребления и правовые нормы для сопровождения таких действий. Если бы коммунальные предприятия могли собирать все деньги, в том числе от потребителей-неплательщиков, то недостаток финансирования на реабилитацию коммунального хозяйства не стоял бы так остро и к тому же для всей отрасли в целом.
- Какие конкретные проекты предлагает ваша компания для развития коммунальной системы?
- Один из наших акционеров - ОАО "Корпорация "Ордабасы" в течение полутора лет управляет и контролирует в качестве топ-менеджера группу карагандинских энергетических компаний. В нее входят товарищества с ограниченной ответственностью "Караганда Жылу", "Караганда Жарык", "Караганда Энерго Трейдинг", "Каруглесбыт". Мы, будучи специализированной компанией, уже договорились с учредителями карагандинской группы энергетических компаний об управлении этими предприятиями, оказании технической и финансовой поддержки.
К примеру, раз уж мы заговорили о городе шахтеров, то износ основных фондов коммунального хозяйства Караганды, а это характерно и для всей страны, составляет более 60 процентов. А процесс их обновления требует долгосрочных и масштабных финансовых ресурсов. Учитывая все это, мы начали рассматривать и готовить ряд проектов. Во-первых, это план для ТОО "Караганда Жылу" по техническому перевооружению и реконструкции коммунальной системы Караганды до 2008-2010 годов на базе проекта, выполненного в свое время институтом ВНИПИэнергопром и согласованного с Главгосэкспертизой Госстроя СССР и Госпланом СССР.
АО "ККС" и ТОО "Караганда Жылу" совместно рассмотрели и переработали этот план. Проект предусматривает монтаж котлоагрегата на Карагандинской ТЭЦ-3, реконструкцию всех трех градирен КТЭЦ-3, строительство третьего золоотвала КТЭЦ-3, насосной станции теплоснабжения, а также золоотвала КТЭЦ-1, реконструкцию узла подпитки на ТЭЦ-1 и реконструкцию тепловых сетей от ТЭЦ-3. Все это связано с достаточно быстрым темпом развития Караганды и увеличением потребности тепловой мощности для жителей города. Проект оценивается примерно в сорок миллионов долларов. Для уточнения стоимости, окупаемости и возвратности требуемых инвестиций при АО "ККС" создана проектно-экспертная комиссия.
Во-вторых, ведется совместная работа с управляющей компанией ОАО "Мангистауская РЭК" ТОО "Энергосервис" по реализации инвестиционного проекта по Каражанбасу и переоборудованию областных линий электропередачи и подстанций на сумму три с половиной миллиона долларов.
В-третьих, наши специалисты и сотрудники ОАО "Туркестан-энерго" разрабатывают бизнес-план на 2003-2004 годы по повышению надежности электроснабжения и снижению коммерческих потерь стоимостью почти три миллиона долларов США. Кроме того, начата разработка проекта по созданию единого биллингового центра.
- Разработан ли механизм финансирования проектов?
- Финансирование предполагается не только за счет собственных ресурсов, но и за счет внешних инвестиций. Мы имеем опыт работы по привлечению внешних инвестиций в энергетическую отрасль со стороны международных институтов, например от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), который выделил инвестиции в размере 40 миллионов долларов США нашему предприятию "ТОО "Караганда Жылу".
Будут вложены инвестиции из наших собственных средств, которые прежде всего будут направлены на пополнение оборотного капитала компаний и на выполнение текущих ремонтных программ. Хочу отметить, что ОАО "Корпорация "Ордабасы" предоставило на летнюю ремонтную программу 2003 года финансовую помощь ТОО "Караганда Жылу" более пяти миллионов долларов США. Мы надеемся, что найдем поддержку у акимов областей и городов, потому что изменение инфраструктуры городов и областей невозможно без развития коммунальной сферы.
- Интересно, за счет каких ресурсов существует АО "ККС"?
- Во-первых, наш уставный капитал составляет десять миллионов долларов. Во-вторых, мы получаем прибыль за счет получаемого вознаграждения по договору управления коммунальными предприятиями городов и областей. Полученные средства и впредь будут расходоваться на организационные и технические мероприятия.
Например, на покупку новейших исследований для модернизации отрасли, на установку современных систем учета потребляемых и отпускаемых ресурсов, на административный контроль с целью снижения издержек. Кроме того, АО "ККС" активно работает с ЕБРР по привлечению долгосрочных инвестиций в энергетическую отрасль. Начаты также переговоры по сотрудничеству с АО "Российские коммунальные системы", где акционерами являются ОАО РАО "ЕЭС России", АБ "Газпромбанк", ОАО "Холдинговая компания "Кузбассразрезуголь". Считаю, такое сотрудничество даст возможность импорта в Казахстан научно-исследовательских разработок, технологий и оборудования.
- Если вам удастся претворить в жизнь инвестиционные проекты и они дадут положительные результаты, то не скажется ли это на росте тарифа?
- Прежде всего хочу сказать, что наша главная задача - не повышать тарифы, а, наоборот, находить внутренние резервы энергетических компаний, за счет сокращения административных расходов, коммерческих потерь, технического оснащения и других мероприятий обеспечить снижение тарифов или, по крайней мере, удержать на текущем уровне.
Повторюсь: необходимо провести анализ существующей системы тарифного регулирования. Недостатком существующей системы, по нашему мнению, является затратный принцип формирования тарифа, то есть сумма экономии на издержках рассматривается как операционная прибыль и будущий тариф снижается с учетом этой экономии. При этом игнорируется то, что оператор несет затраты для получения экономии на издержках. Мы предлагаем аккумулировать полученную от экономии прибыль и за вычетом собственных затрат оставлять ее в обороте коммунального хозяйства, целевым образом направляя эти средства в реабилитацию инфраструктуры. Принцип сохранения уровня тарифов вне зависимости от снижения издержек, которое происходит на предприятии, позволяет сформировать инвестиционный ресурс без повышения тарифов. В целом необходимо провести ряд мероприятий совместно с уполномоченным государственным органом по оптимизации действующих тарифов.
В будущем мы готовы рассмотреть, к примеру, переход на среднесрочную программу по сдерживанию тарифа до трех лет, при утверждении оптимального тарифа с учетом инвестиционных составляющих и имея соглашение о сдерживании цен на топливо. Новая методология защиты тарифа на среднесрочной основе, разработанная АМА при поддержке ЕБРР, обещает принести свои плоды. Если компании смогут получить среднесрочный тариф, то это, безусловно, положительно повлияет на прогнозирование денежных потоков и увеличит инвестиционную привлекательность сектора.
- Разве снижение издержек не должно повлечь снижения тарифов и о каких издержках идет речь?
- В конечном результате это на самом деле так. Снижение издержек достигается в процессе целого комплекса мероприятий, в результате которых и получается прибыль. Эти мероприятия бывают организационными и техническими. К первым относятся приведение в порядок финансовых потоков, оптимизация расходов, рациональное выстраивание систем закупок. Технические мероприятия включают внедрение более эффективных технологий, к примеру, модернизацию или даже замену котлов в котельных.
- Если предложенные тарифы окажутся выше действующих, то сумеете ли вы договориться с местными властями и государственным уполномоченным органом, то есть Агентством по регулированию естественных монополий и защите конкуренции?
- Проекты по реабилитации инфраструктуры должны быть долгосрочными, то есть инвестиции вкладываются сейчас, а окупаются на протяжении 10-20-летнего срока жизни инфраструктуры. Эта схема возможна без скачкообразного и социально опасного роста тарифов. Таким образом, политических противоречий при такой тарифной политике возникнуть не должно. Насколько мы будем прозрачны в своей деятельности и по предложенным тарифам, настолько население будет с пониманием относиться к нашим предложениям. Мы заинтересованы в не меньшей степени, чем потребители, в объективном учете количества и качества отпущенных услуг, в их бесперебойной поставке, это и должно определять справедливость тарифной политики.
- А где гарантия, что часть сэкономленных средств действительно пойдет на реновацию и обновление, а не на другие цели?
- Вести строгий контроль по регулированию нецелевых расходов будут управляющая компания и уполномоченный государственный орган. Кроме того, регулирующий государственный орган имеет право исключить эти расходы из учета затрат следующего периода, что может привести к снижению на объем нецелевых затрат тарифа последующих годов.
- Поддерживаете ли вы дифференцированный подход во взимании платы за коммунальные услуги?
- Считаю, что тарифы на услуги для граждан должны быть едиными. Дифференцированный подход во взимании платы за коммунальные услуги может быть реализован в рамках действующего законодательства путем введения дополнительного пособия в рамках адресной социальной поддержки малообеспеченных слоев населения по примеру возмещения расходов на транспорт. Одним словом, резюмируя вышесказанное, вся наша деятельность направлена на то, чтобы в домах казахстанцев было всегда светло и тепло. |