"Нефть России", 29 января
Если все ныне реализуемые планы по Каспийскому шельфу будут доведены до конца, то новый нефтепровод Баку - Джейхан рискует обрушить рынок нефти в Европе. Об этом заявил в беседе с корреспондентом "ФК-Новости" вице-президент компании "Транснефть" Сергей Григорьев. Ежегодные поставки с 2005 года 30-40 млн тонн азербайджанской, 28 млн тонн казахстанской, 15-18 млн дополнительных тонн российской нефти с Тимано-Печорских месторождений по российским трубопроводным системам и маршруту Баку - Джейхан могут привести к переизбытку этого сырья в Европе. Кроме того, по словам С. Григорьева, по нефтепроводу в Европу вскоре, очевидно, пойдет и большое количество иракской нефти. Между тем, потребность континента в нефти к 2005 году специалисты оценивают максимум в 80-84 млн тонн. По словам Сергея Григорьева, еще в конце 90-х годов специалисты "Транснефти" провели собственные исследования относительно "трубы" на Джейхан. По их расчетам, транспортный тариф за тонну нефти должен составить на ней 33 долл., или на 5-7 долл. дороже новороссийского маршрута. К тому же объем вложений в строительство нефтепровода, по оценкам экспертов, должен быть больше, чем заложено проектантами, почти на миллиард долларов. Однако есть и одна очень деликатная и, наверное, потому скромно замалчиваемая политиками и публицистами проблема. У российских и зарубежных нефтяников существуют большие сомнения в том, что уже в следующем году Баку поднимет нефтедобычу с нынешних 15 млн тонн до 32 млн, а еще через 5-6 лет сможет выйти на 50 млн. Сергей Григорьев напомнил, что ряд авторитетных специалистов полагает, что в азербайджанском секторе Каспия может оказаться нефти меньше, чем представлялось геологам ранее. "Бритиш петролеум", например, прогнозирует, что запасов нефти в Азербайджане при нынешних темпах добычи хватит на 67 лет. Следовательно, при утроении добычи к 2010 году нефть на шельфе Каспия закончится уже через 20 лет, и это при том, что срок окупаемости нового нефтепровода вдвое больше. |