Екатерина КРАВЧЕНКО, Алексей ТИХОНОВ, "Финансовые известия", 2 февраля
На прошлой неделе министр энергетики Игорь Юсуфов на встрече с министром нефти и энергетики Норвегии сообщил, что норвежская модель взаимоотношений государства и бизнеса в сфере ТЭК является одной из лучших в мире, поэтому Россия будет активно использовать этот опыт. Учитывая специфику этой модели, данное заявление означает, что российская власть намерена пойти по пути усиления позиций государства в нефтяном секторе и активного перераспределения нефтяных доходов в пользу других отраслей и повышения благосостояния всех граждан.
Норвегия без нефти
Норвежский министр нефти и энергетики Эйнар Стеенснес своевременно предупредил европейское сообщество о неизбежном окончании норвежского "энергетического сезона". Инвестиционный бюджет одного из крупнейших экспортеров нефти и газа - Норвегии в ТЭК к 2008 году будет сокращен наполовину. Нет, у Норвегии достаточно денег для инвестиций. У страны заканчиваются ресурсы, в которые эти деньги вкладывать.
По оценкам экспертов, в течение ближайшей четверти века Норвегия уйдет с европейского энергорынка. В результате на нем образуется "дыра" размером 3 млн. баррелей ежедневных поставок нефти и 50 млрд. кубометров газа ежегодно. По мнению аналитиков агентства Stratfor, есть только один регион, способный покрыть возможный дефицит. Это государства бывшего СССР, особенно Россия.
Именно с помощью нашей страны европейцы надеются избавить себя от полной зависимости от картельных поставок нефти. Сейчас ОПЕК обеспечивает около 3/4 всего европейского спроса на нефть. В конечном итоге, экономические интересы приведут ЕС к неминуемому политическому союзу с Россией.
Самая необаятельная, но очень привлекательная
С точки зрения запасов нефти и газа Россия - самое привлекательное место для инвестиций в разработку месторождений. К такому выводу пришли в канадском научно-исследовательском центре Frazer Institute после опроса управленцев 159 нефтегазовых компаний мира.
Но с политической точки зрения ситуация является диаметрально противоположной. Россия находится уже ближе к концу в списке стран, если оценивать по принципу политического доверия. Наша страна здесь уступает большинству латиноамериканских стран и Казахстану. Политический индекс учитывает все, что касается порядка, - налоговый режим, уважение прав собственности, грамотность территориального управления и прочие факторы, способные превратить даже высокоприбыльный нефтегазовый бизнес в настоящий ад.
Опрошенные канадским институтом специалисты еще раз подтвердили тезис о богатстве российской земли и об отсутствии здесь порядка.
Возникает правомерный вопрос: насколько важен политический показатель при принятии инвесторами решений о вложении денег? Оказывается, самыми перспективными для инвесторов являются именно политически "благонадежные" Чили и Невада, а не богатая ресурсами Россия. Другими словами, инвесторы хорошо понимают, что даже самый преуспевающий бизнес может оказаться в руинах, если местная власть будет регулярно менять правила ведения бизнеса, а центральная - экспериментировать с налогами. Однако Чили и Невада стали лидерами инвестиционной привлекательности не случайно: там была реализована модель свободного капитализма "без границ". Правда, в первом случае чистота рыночного эксперимента была обеспечена военным режимом генерала Пиночета. А во втором - американской мафией. Получается, что политический порядок, устраивающий инвесторов, не обязан иметь демократическую родословную.
Несговорчивая невеста
Исходя из оценки запасов российских недр, иностранные инвесторы США, Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона в последнее время особенно активно соревнуются за благосклонность российских властей. На прошлой неделе в Минэнерго побывали представители сразу двух правительственных делегаций - Норвегии и Кореи. Больше всего иностранцев беспокоил вопрос: готова ли Россия открыть недра для иностранных компаний? Иностранцам ответили прямо: Россия заинтересована в привлечении иностранных инвестиций и участии зарубежных компаний в освоении своих кладовых нефти и газа. Но вот детали face-control при допуске к нефтегазовым месторождениям российские чиновники пока не разглашают. Не ясна и цена вопроса. Похоже, российские власти уже почувствовали вкус к процессу отбора потенциальных инвесторов. Поскольку предложений от иностранцев с каждым днем становится все больше, Россия не спешит давать конкретные обещания ни одному из стратегических партнеров. Такая тактика, как считают российские чиновники, лишь поднимает ставки в соревновании иностранцев, где главный приз - крупные месторождения нефти и газа. Последовательно перебирая партнеров, Россия разогревает игру, чтобы сорвать самый крупный куш.
Иностранцам пока дали понять лишь одно: без участия российских государственных компаний не будет реализован ни один новый крупный проект с участием иностранного капитала.
Госкомпания в нагрузку
На прошлой неделе на аудиенции у Игоря Юсуфова побывал министр нефти и энергетики Норвегии Эйнар Стеенснес. В ответ на ряд закономерных вопросов о сути тенденций в российской нефтянке Юсуфов проинформировал своего норвежского коллегу о том, что российское правительство прилагает серьезные усилия по привлечению иностранных инвестиций в нефтяную и газовую отрасли страны, а также по улучшению системы взаимодействия государства и бизнеса. Как следовало из слов Юсуфова, работа по созданию более стабильной правовой среды ведется правительством уже на протяжении всех последних 4 лет. Логическое завершение этой деятельности последует в ближайшее время - правительство, наконец, предложит необходимые поправки в законы, касающиеся правил недропользования и защиты прав инвесторов.
Диалог со Стеенснесом не обошелся без реверанса в пользу Норвегии. Юсуфов заявил, что норвежская модель взаимоотношений государства и бизнеса в сфере ТЭК является одной из лучших в мире, поэтому Россия будет активно использовать этот опыт. Юсуфов поблагодарил норвежских коллег за предоставленную информацию о норвежской системе налогообложения ТЭК. В будущем Россия намерена позаимствовать у Норвегии еще пару-тройку know-how по взаимодействию власти и бизнеса в ТЭК. Как считают в Минэнерго, это поможет сделать российскую систему распределения доходов от нефти более совершенной. Учитывая специфику функционирования ТЭК в Норвегии, фактически Юсуфов признал, что Россия идет по пути усиления позиций государства в нефтяном секторе и активного перераспределения доходов от нефтянки на поддержку других отраслей и повышение социального благосостояния всех граждан. Причем в Минэнерго "Финансовым Известиям" отказались прояснить вопрос, как все-таки будет реализована норвежская модель, сославшись на то, что вопрос обсуждается. Здесь уместно отметить, что один механизм Россия уже переняла у Норвегии: с 1 января в нашей стране действует стабилизационный фонд, средства которого будут использоваться при резком снижении нефтяных цен и возникновении проблем с бюджетом.
Однако на вопрос норвежского министра о будущем иностранных компаний в России Юсуфов сообщил, что благодаря богатому опыту норвежские компании имеют все шансы быть допущенными к разработке северного шельфа месторождений.
Встреча с корейскими переговорщиками была рангом ниже - их принял замминистра энергетики РФ Владимир Станев. Корейцев интересовал конкретный участок российских недр - Восточная Сибирь, а также строительство новых нефтепроводов. Представители Кореи пытались выяснить, насколько российские нефтегазовые компании способны собственными силами освоить богатые кладовые России. В этом вопросе Минэнерго было непреклонно: Станев сообщил корейцам, что госкомпании "Роснефть", "Газпром" и "Транснефть" примут активное участие как в разработке, так и в транспортировке нефти. Состав всех остальных партнеров в будущих проектах будет определяться через тендеры, в которых все будут равны. При этом замминистра заверил корейцев в том, что правительство заинтересовано в иностранных инвестициях и в участии зарубежных компаний в освоении ресурсов Восточной Сибири. |