www.proua.com
Трижды переносились сроки вынесения окончательного решения о судьбе многострадальной (пардон за набившее оскомину слово) магистрали Одесса - Броды. Наконец, как сообщило агентство "Интерфакс-Украина", 4 февраля Кабинет министров на своем расширенном заседании определил направление нефтяного потока – на запад. Это, в свою очередь, означает, что предпочтение отдано каспийской нефти.
На том же заседании Кабмин создал специальную правительственную комиссию, которая будет заниматься наполнением трубопровода нефтью и разрабатывать пути наиболее эффективного его использования. Украинское правительство также высказалось в поддержку законопроекта о передаче трубопровода и нефтетерминала "Южный" в концессию, внесенному на рассмотрение парламента. Однако для того, чтобы данный законопроект обрел силу, необходимо не только одобрение парламента, но и внесение соответствующих изменений в национальное законодательство, которое пока что не предусматривает передачу в концессию нефте- и газотранспортных систем.
Понятно, что правительство и Верховная Рада постараются комплексно решить эту проблему как в отношении трубопровода Одесса - Броды, так и газотранспортной системы – идея концессии газотранспортного консорциума в последнее время начинает преобладать в Совете учредителей ГТК.
Кстати говоря, в тот же день, когда правительство приняло решение по трубопроводу Одесса - Броды, парламент со второго захода проголосовал за ратификацию Закона об интеграции нефтепроводных систем "Дружба" и "Адрия", которая позволит транспортировать дополнительные объемы российской нефти (до 15 млн. тонн) на мировые рынки по трубопроводным системам России, Украины, Белоруссии, Венгрии, Словакии, Хорватии с перевалкой через портовый комплекс в городе Омишаль (Хорватия). Если ранее украинские депутаты отвергали этот закон, опасаясь, что он может повредить проекту Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), то теперь у них не было оснований опасаться за его судьбу. Результаты голосования более чем убедительны: "за" - 293 народных депутата, "против" - 5.
Таким образом, получила государственную поддержку концепция, согласно которой Украина реализует возможность транзита как российской, так и каспийской нефти. Наша держава готова транспортировать на запад как тяжелую смесь urals, так и легкие Tengiz Light и Azeri Light. Не останутся без работы и Приднепровские магистральные нефтепроводы – по ним Украина готова прокачать российскую нефть до терминала Южный, а там уже пусть россияне решают проблему, как протолкнуть дополнительные объемы "черного золота" через Босфор.
Но России, которая уже сейчас затоварена добытой сверх нормы нефтью и вынуждена использовать все возможности для ее скорейшего сбыта, не остается ничего другого. Благо, в Европе на urals спрос все еще существует, хотя в ближайшие годы и ее начнет теснить легкая нефть, более приемлемая для европейских нефтеперерабатывающих заводов в соответствии с новыми стандартами ЕС для качества сырья.
По словам министра топлива и энергетики Украины Сергея Ермилова, Кабмин, принимая решение о направлении движения нефти по магистрали Одесса - Броды, руководствовался исключительно экономическими соображениями. Действительно, по оценке директора проектного департамента Института транспорта нефти Виктора Заворотного, опирающейся на результаты экспертизы компании Energy Solution, за перекачку углеводородов в реверсном варианте Украина получит за 3 года $35 млн. В то же время, как подчеркнул С. Ермилов, прямое направление будет только за год приносить бюджету Украины $150 млн.
Итак, решение принято. Хотя, судя по всему, оно бы могло снова быть отложено, если бы для трубы не нашлась нефть. До сих пор эта тема была покрыта мраком неизвестности, при этом аппарат Специального Уполномоченного по вопросам ЕАНТК постоянно ссылался на конфиденциальность переговоров. Однако, как известно, во время визита делегации от украинского Кабмина в Вашингтон американцы передали через нее послание нефтекомпании ChevronTexaco премьер-министру Виктору Януковичу. Не секрет, что ChevronTexaco давно рассматривалась как потенциальный поставщик нефти по ЕАНТК.
По словам министра топлива и энергетики Сергея Ермилова, Кабмин рассчитывает, что до конца 2004 года по нефтепроводу Одесса - Броды будет поставлено 4 - 5 миллионов тонн легкой нефти из Азербайджана и Казахстана. Над соответствующими контрактами правительство, как заявил министр, незамедлительно начнет работу. Между тем, как уточнил Спецуполномоченный по вопросам ЕАНТК Александр Тодийчук, поставки в Европу каспийской нефти по украинской трубе с использованием трубопровода "Дружба" и, частично, железнодорожного транспорта, могут начаться уже в апреле 2004 года.
Вполне вероятно, что к ChevronTexaco в будущем присоединятся и другие западные компании, которым тоже нужно срочно сбыть добытую на Каспии нефть. Особенно теперь, когда правительство Украины дало зеленый свет "прямому" использованию нефтепровода.
По словам Фила Натмана, представителя компании PriceWaterhouseCoopers– разработчика проекта Одесса - Броды - Плоцк, именно неопределенность по отношению к судьбе нефтепровода на высшем уровне являлась препятствием для потенциальных партнеров Украины из числа западных компаний. Теперь препятствие устранено, европейские НПЗ, которые еще колебались, могут проявить повышенную заинтересованность в получении легкой нефти из украинской трубы. Кроме того, деловые и финансовые круги как Польши, так и "старой" Европы получат убедительный стимул для инвестирования достройки нефтепровода от Брод до Плоцка. Их колеблющаяся позиция, как известно, до сих пор являлась одним из спорных моментов в вопросе о перспективах ЕАНТК.
Безусловно, с точки зрения геополитики Украина, которая в вопросе нефтетранзита подвергалась мощному политическому и информационному давлению со стороны отдельных российских нефтекомпаний, сделала решительный шаг в сторону евроинтеграции. Правда, эксперты высказывают опасения, что на этом история не закончилась. Так, по мнению председателя аналитического совета Украинской народной партии Александра Мосиюка, "впереди еще борьба за контроль над самим нефтепроводом, и РФ будет и в дальнейшем вести атаку, чтобы взять в концессию эту трубу". Но значение февральского решения Кабмина о прямом использовании магистрали Одесса - Броды состоит в том, что Украина показала себя как государство, способное осознавать и отстаивать свои стратегические интересы в Европе.
P.S. И вот – первые отклики на историческое решение украинского правительства из Польши. Газета Rzeczpospolita, отдавая должное в своем комментарии решению украинского Кабмина о работе нефтепровода Одесса-Броды в западном направлении, отмечает, что перед нашим правительством стоял трудный выбор. Однако, "после вчерашнего (4 февраля. – Ред.) решения украинского правительства, "Укртранснафта" и польский PERN могут заняться созданием совместного предприятия, которому предстоит заняться инвестициями". Со ссылкой на неофициальные источники, Rzeczpospolita сообщает, что данное предприятие может быть создано уже в марте нынешнего года.
Как известно, в ноябре 2003 года в Брюсселе украинская и польская нефтетранспортные компании подписали соглашение об интеграции нефтепроводных систем двух стран. Там же была подписан международный договор о создании совместного предприятия по достройке нефтепровода от Бродов до Плоцка.
Вопрос об инвестициях является одним из ключевых в проекте ЕАНТК, ведь ни "Укртранснафта", ни PERN не смогут профинансировать его из собственных средств. Общая же стоимость проекта оценивается в 500 млн евро. При этом Rzeczpospolita указывает, что окупаемость капиталовложений в достройку участка Броды-Плоцк может наступить только при ежегодной прокачке через него не менее 20-25 млн тонн нефти. Кроме того, необходимо построить новые нефтехранилища как в Польше, так и в Украине.
Искать инвесторов, считает газета, будет нелегко. Так, польский НПЗ ORLEN, конечно, хочет получать каспийскую нефть, но "мало правдоподобно, чтобы он был заинтересован в инвестициях в нефтепровод", пишет Rzeczpospolita. Типичная славянская инертность?
Итак, за первым (украинским) шагом должен последовать второй – польский. От того, пойдет ли инвестор в проект, зависит будущее ЕАНТК.
"Одесса-Броды", возможно, заработает в апреле www.ukroil.com.ua, 5 февраля
Поставки в Европу каспийской нефти по украинскому нефтепроводу "Одесса-Броды" с использованием трубопровода "Дружба" и, частично, железнодорожного транспорта начнутся ориентировочно в апреле 2004 года. Об этом сказал специальный уполномоченный Украины по созданию Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора Александр Тодийчук, со ссылкой на прогнозы вице-премьер-министра Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса Андрея Клюева и министра топлива и энергетики Украины Сергея Ермилова, обнародованные на заседании правительства 4 февраля.
Тодийчук сообщил, что межведомственная рабочая группа по использованию нефтепровода также подтвердила существование спроса на каспийскую нефть в Европе. "Действительно, есть объемы нефти и желающие ее приобрести", - сказал он.
Кроме того, спецуполномоченный отметил, что российско-британская компания ТНК-ВР, предлагавшая реверс "Одесса-Броды", может поставлять заявленные 9 миллионов тонн по Приднепровским нефтемагистралям. Он добавил, что использование этого маршрута позволит компании ежегодно экономить 27 миллионов долларов (за счет более краткого расстояния). Таким образом, подчеркнул он, Украина сможет транспортировать и каспийскую, и российскую нефть. "Мы сможем реализовать сценарий, который никого не обидит", - сказал Тодийчук.
Компания ТНК-ВР предлагала Украине ежегодно поставлять из Бродов в Одессу 9 миллионов тонн нефти. Прямое использование нефтепровода поддерживают США, ЕС, Польша и ряд стран Прикаспийского региона |