Дулат ТАСЫМОВ, "Ак жайык", 5 февраля
На прошлой неделе дремавший нефтяной Атырау слегка расшевелил конфликт, произошедший между правлением ОАО "Атырауский нефтеперерабатывающий завод" и одним из его акционеров - компанией ЗАО "Алмаз Интернэшнл Трейдинг Компани". АНПЗ, конечно же, не ТШО, а ЗАО АИТК - не ШевронТексако, конфликтовавший с правительством Казахстана по поводу финансирования новых многомиллионных проектов, но схожесть ситуации прослеживается. Во-первых, и там и здесь была замешана Национальная компания "Казмунайгаз"; во-вторых, конфликтующие стороны дерутся, в конце концов, за деньги, поступающие от продажи нефти и нефтепродуктов. Ну и, кроме того, споры между акционерами нашего родного завода выплеснулись на страницы республиканской прессы. Так что атырауским читателям, наверное, любопытно будет выслушать обе стороны, тем более, что тема каким-то боком касается вечного и беспросветно темного вопроса о ценах на бензин...
"Алмаз Интернэшнл…", акционер Атырауского НПЗ, выступил за отставку действующего состава правления завода во главе с Сергеем Шишловым. На прошлой неделе официальное письмо (копию письма получила редакция "АЖ" - ред.) с таким предложением за подписью председателя совета директоров ЗАО "Алмаз Интернэшнл Трейдинг Компани" Алмаза Кужагалиева было направлено в адрес президента "Казмунайгаза" Узакбая Карабалина. "Демонстративное неуважение к собственным акционерам" и "творящийся на заводе беспредел", связанный с отгрузкой нефтепродуктов, явились одной из главных причин, побудивших акционера к такому поступку.
Судя по всему, конфликт вспыхнул в ходе проводившегося 22 января сего года общего собрания акционеров Атырауского НПЗ, в повестку дня которого был включен вопрос об утверждении 43 сделок. В письме отмечается, что, несмотря на предложение акционеров поставить все вопросы на голосование, члены правления настаивали на необходимости утверждения всех сделок скопом. "После чего г-да Лызлов и Логовской – члены правления - предложили сделать 15-минутный перерыв в работе собрания. В перерыве было объявлено, что собрание переносится на 20 февраля 2004 года", говорится в письме.
Однако уже на следующий день, 23 января, упомянутые члены правления завода попытались продолжить отложенное собрание акционеров раньше объявленного времени и в отсутствие 5 акционеров, сообщает г-н Кужагалиев.
Он также выражает несогласие с правлением АНПЗ и с его планами передать строящуюся на заводе нефтеналивную эстакаду в аренду ЗАО "Торговый Дом "КазМунайГаз" (дочернему предприятию ЗАО "НК "Казмунайгаз" - Д.Т.) с правом последующей ее передачи в субаренду. Акционер завода уверен, что для строительства эстакады можно привлечь альтернативные источники финансирования, такие, как банковский кредит, выпуск облигаций или коммерческих векселей, дополнительная эмиссия акций общества, а также доходы от реализации нефтепродуктов.
Может быть, важнее и интереснее в конфликте другое. Алмаз Кужагалиев недоволен и тем, что "заводские ресурсы продаются по ценам значительно ниже рыночных: автобензин А-80 и печное топливо - по $50 за тонну, а дизтопливо - по $30-40 за тонну". Тогда как рыночная цена 1 тонны мазута, утверждает он, составляет $80-85, при этом цена бюджета Атырауского НПЗ - $46 за тонну, а отпускная цена завода - $63 за тонну. Один только ТД "КазМунайГаз" получает на заводе 750 тыс. тонн прямогонного мазута, 10% которого могут принести Атыраускому НПЗ дополнительный доход в $2-3 млн. "Куда же девается разница между рыночной ценой нефтепродуктов и отпускной ценой завода, и какие "особо удачливые" фирмы приобретают нефтепродукты по отпускным ценам НПЗ?" - спрашивает Алмаз Кужагалиев.
Ситуацию с отгрузкой нефтепродуктов с завода он назвал в письме "беспределом", утверждая, что руководство АНПЗ не контролирует ситуацию на заводе после 18.00 часов. Поставщики давальческой нефти, в числе которых и ЗАО АИТК, испытывают трудности со своевременной отгрузкой. Он утверждает, что каждый раз после 18.00 разрешенные к отгрузке автобензин и дизтопливо передаются другой компании. В октябре-декабре 2003 года, в период высоких цен, отгрузка автобензина из ресурсов Алмаз Интернэшнл Трейдинг Компани в крупные города Казахстана задерживалась более чем на четыре недели, тогда как в те же дни другие компании практически ежедневно отгружали по 200-1000 тонн. А.Кужагалиев показал нам письмо, в котором гендиректор ТОО "АНПЗ-Транс" М.Утешев пишет: "В период с 15-17 ноября 2003 года отгрузка автобензина А-80 в Ваш адрес не производилась по причине отказа ОАО АНПЗ производить отгрузку всем ресурсодержателям, кроме ТД "Казмунайгаз" и ТОО "Меркурий". Эти действия АНПЗ г-н Кужагалиев расценивает как сговор с целью повышения цен на бензин.
Между тем, председатель правления ОАО "Атырауский НПЗ" Сергей Шишлов, который во время проведения собрания находился в Объединенных Эмиратах в составе казахстанской делегации, прокомментировал ситуацию следующим образом: "Это обиженный человек, который хочет каких-то там привилегий, чтобы ему отгружали в первую очередь, чтобы мы за счет завода хранили его продукцию, когда цена плохая. Он вообще претенциозный человек. А мы не даем ему никаких привилегий и работаем с ним, как со всеми остальными давальцами, которых у нас 24". Поясним, что "давальцы" – это поставщики сырья, которое АНПЗ перерабатывает и берет за это деньги. Алмаз Кужагалиев владеет 2% акций завода, в собственности "Казмунайгаза" - 86% акций АНПЗ, из которых непосредственно государству принадлежит 41%. Что же касается финансирования нефтеналивной эстакады и передачи ее в аренду ТД "Казмунайгаз", то г-н Шишлов считает, что это и есть альтернативное финансирование; "и скажу более - это пример того, когда отечественный бизнес свои прибыли не съедает, а инвестирует в развитие". ТД КМГ инвестирует $5 млн на строительство эстакады, которое должно завершиться в 2005 году, тогда же Торговый дом возьмет его в аренду в качестве погашения кредита и, кстати, без передачи в субаренду, утверждает глава правления завода. И, между прочим, замечает, что эти деньги с успехом мог вложить тот же Алмаз Интернэшнл или другое предприятие.
"У нас сейчас идет реконструкция, но она охватывает новую часть завода, а на старую часть – общезаводское хозяйство – выделено всего $83 млн, тогда как нужно $130 млн. И мы остальные деньги ищем. Часть дает Казмунайгаз. Мы сегодня можем спокойно взять в качестве инвестиций до $1 млрд, если кто предложит", - продолжает С. Шишлов.
В год АНПЗ, по словам его президента, перерабатывает порядка 2 млн тонн нефти, но не имеет своей продукции, поскольку работает строго на "процессинге". То есть владельцы сырья завозят на завод нефть, платят за ее переработку порядка $15 за тонну нефти и забирают готовую продукцию. Бывают редкие исключения, когда завод покупает нефть по какой–либо надобности. "Мы в прошлом году купили 30 тысяч тонн тенгизской нефти, и то лишь для того, чтобы подготовиться к реконструкции, поскольку после реконструкции мы будем работать в основном с тенгизской нефтью. Годовой объем собственной продукции завода составил в прошлом году около 20 тысяч тонн, из которых бензин составляет от силы 1,5 тысячи тонн. Мы никак не можем влиять на рынок ГСМ. В принципе, заводу работать в "процессинге" не выгодно. Мы практически остаемся цехом. Прибыль у нас ерундовая - $6 млн в год. Цена продукции самого завода складывается из себестоимости, к которой плюсуем 15% рентабельности. Все. Наш бензин, к примеру, стоит $315 за тонну, а тот же Алмаз продает по $410 за тонну. И таким как он - мы как кость в горле", - с едва скрываемым раздражением закончил разговор г-н Шишлов. |